Помните, как в своем эпизоде из киноальманаха «У каждого свое кино», снятого к 60-летнему юбилею Канн, режиссер Ларс фон Триер собственноручно зарубил докучавшего ему зрителя? Так вот теперь зритель ответил ему тем же. Нет, по нашим сведениям, Триер остался жив. А вот его «Антихриста», представленного в конкурсной программе 62-го фестиваля, освистали. Впрочем, всегда остается вероятность, что именно на это провокатор Триер именно на это и рассчитывал.
Тем не менее. Пока Ксения Рождественнская вслух высказывает в нашем каннском блоге, надо думать, неоднократно посещавшую всех любителей кинематографа мысль, о том, что Триер нуждается в срочном медикаментозном лечении, агентство Reuters сдержанно отмечает: и всегда весьма разборчивые каннские критики, которые, вообще, не стесняются громогласно выражать свое отношение к фильмам прямо во время показов, в этот раз были на редкость «демонстративны».
Лента вызвала, пишет Reuters, «иронические смешки, ахи недоверия, куцые аплодисменты», а когда пошли финальные титры уже и «громкие неодобрительные восклицания», иными словами, была освистана.
В своем первом за три года фильме Триер, как заявлялось ранее, исследует идею о том, что мир создал не Бог, но Антихрист. Если же обращаться к частностям, то синопсис такой: потерявшая сына супружеская пара (Шарлотта Гинзбур и Уиллем Дефо) отправляется лечить душевную травму в уединенную избушку, затерявшуюся в непроходимых лесах.
Касательно вопроса о том, что именно вызвало смех, улюлюканье и «выдохи недоверия», пишут, что да, в общем, все, «начиная с говорящих лис и заканчивая показанными в деталях сценами сексуального расчленения». Об упомянутых деталях есть, опять же, в блоге.
Наш любимый американский кинокритик Роджер Эберт тем временем заявляет, что лента «заходит дальше любой недоброжелательности» и, в частности, становится «монструозной». «Никогда раньше мужчина и женщина не причиняли друг другу столько боли. Мы смотрели, не веря глазам своим… Хороший это или плохой фильм – не имеет значения. Это нахальный плевок в глаза обществу… Фон Триер не столько снимает фильм о насилии, сколько пытается свершить его над нами… Сообщалось, что он страдал от деперессии в процессе работы и после завершения. Это очевидно. Это самый безнадежный фильм из тех, что я когда-либо видел», – резюмирует Эберт.
Впрочем, избранные критики находят в себе силы задаться классическим вопросом: это автор дурак, или я глуп? Журнал, например, Time пишет: «Никогда нельзя сказать наверняка, насколько серьезен Триер… Его последний фильм »Самый главный босс« был вообще комедией…, так что нельзя быть до конца уверенными, настолько ли, действительно, серьезен »Антихрист«, каким кажется».
И тем не менее, зрителям в большинстве своем все-таки надоело разбираться в потемках триеровой души и они наконец-то готовы сдать режиссера специалистам.
Если же кого-то еще волнует, то сам Триер говорит, что «не станет оправдываться за »Антихриста«, поскольку его »вера в фильм абсолютна", и добавляет, что это самая важна работа за всю его карьеру.