Питер Джексон впервые представил на публике кадры из «Хоббита: Нежданное путешествие» /The Hobbit: An Unexpected Journey/ (2012), показав 10-минутную нарезку из фильма на конвенте CinemaCon. Интрига состояла в том, что фильм снят на скорости 48 кадров в секунду (против обычных 24, являвшихся киностандартом последние 80 лет и позволявших экономить пленку), и для зрителей это была первая возможность оценить новую технологию в действии. Аудитория отреагировала неоднозначно.
«Разница между 24 и 48 кадров в секунду ОГРОМНА, – пишет Питер Сиретта с ресурса SlashFilm. – Картинка, движения, тон – все выглядит по-другому. Это больше похоже на телефильм для BBC. Картинка настолько реальна, что возникает ощущение фэйковости. Хоббитон и Средиземье не выглядят параллельной вселенной, это смотрится как кадры со съемочной площадки с актерами, обряженными в костюмы. Как сырая нарезка из видео, снятого за кулисами.
Даже движения выглядели… как-то странно. Словно показ шел на повышенной скорости. Хотя во время диалогов губы актеров попадали в слова, так что скорость все-таки была обычной. Нарезка не смотрелась кинематографично, вовсе нет. Даже при том, что рулит проектом Питер Джексон».
Автор добавляет, что обсуждал показ с окружающими, и выяснил, что не одинок в своих оценках. Об увиденном отписался и переводчик Дмитрий «Гоблин» Пучков, правда, в более мягких тонах:
«Получается, как это принято у Джексона, очень круто. Правда, при таком количестве кадров изображение похоже на телевизионное как никогда сильно. Видно все отлично, и движения смотрятся как надо, но отлично уже настолько, что на привычное киноизображение не похоже совсем. Фактически наблюдаем очень качественно снятый телеспектакль. Ну и 3D, понятно, выглядит прекрасно». Изначально о необходимости модернизации метода съемки заговорил Джеймс Кэмерон, пообещавший, что «Аватар 2» /Avatar 2/ (2016) будет снимать со скоростью 48 кадров в секунду – мол, тогда пропадет эффект стробоскопа, и фильмы в 3D смогут смотреть даже те, у кого от них прежде болели глаза. «Если 3D-фильм подобен виду за окном, то новая технология вынет из этого окна стекла», – объявил Кэмерон. Правда, к сиквелу «Аватара» /Avatar/ (2009) он пока так и не приступил, а вот Джексон в технологию поверил и применил ее первым. Результат налицо: первые зрители испугались, что 48 кадров в секунду уничтожат магию кино, и ужасно переживают (а вместе с ними и половина Интернета).
Остается надеяться, что либо Джексон за оставшиеся до премьеры полгода придумает, как справиться с напастью, либо аудитории придется забыть обо всем, что было раньше, и начать привыкать в новинке. Кто знает – возможно, в истории кино наступил переломный момент, и мир действительно «больше никогда не будет прежним»?