В кинотеатре «Художественный» 26 февраля показом фильма «Два в одном» (2007) открылась ретроспектива фильмов Киры Муратовой, приуроченная к столетию отечественного кинематографа.
«Столетие отечественного кинематографа – событие серьезное и мало кому нужное», – как сказал на открытии ретроспективы главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Существует даже какая-то важная комиссия, которая должна заниматься этим юбилеем, но вот уже конец февраля, а эта комиссия так пока ни разу и не собралась.
Но, по крайней мере, правильная идея – начинать празднование этого юбилея показом фильмов Киры Муратовой, одного из самых важных для российского кино режиссеров. Только что в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла монография Зары Абдуллаевой «Кира Муратова: искусство кино», подробный анализ муратовской Вселенной, «где всякой твари по паре, где у всякого существа – своя мания величия, маниакальные страсти, надежды, ущемления, притязания, тупики и свой выверт». В «Художественном» представляли и эту монографию, а презентация книги прошла за день до начала ретроспективы. Ни на презентацию, ни в «Художественный» сама Муратова приехать, к сожалению, не смогла, подтвердив один из тезисов монографии: «Дочка румынских революционеров, она создает не только протестное в эстетическом смысле – контркультурное кино, но отвергает все пиар-технологии и все, даже »приличные«, типы саморепрезентации».
Перед показом фильма выступила актриса Татьяна Друбич, сразу признавшаяся, что никогда у Муратовой не снималась, но очень любит то, что делает Кира Георгиевна. Друбич произнесла очень важные слова о творчестве этого режиссера: «Кира Георгиевна, – сказала она, -- любит снимать непрофессиональных актеров, потому что ей интересно исследовать способность обычного человека быть актером. И так получается, что ее фильмы исследуют способность обычного человека быть зрителем».
Проверить свою способность быть зрителем можно в кинотеатре «Художественный» в ближайшие девять дней. Будут показаны фильмы «Настройщик» /Tuner, The/ (2004), «Три истории» (1997), «Чувствительный милиционер» (1992), «Астенический синдром» (1990), «Перемена участи», «Среди серых камней», «Познавая белый свет», «Долгие проводы» и «Короткие встречи» (1967).