Первая в истории экранизация культового романа Фрэнка Герберта «Дюна» песчаной бурей обрушилась на мировой прокат ровно 40 лет назад. Неровный космический эпик запомнился оглушительным провалом и слабыми кассовыми сборами (несмотря на то что в американском прокате уступил только «Полицейскому из Беверли-Хиллз»). А режиссер фильма Дэвид Линч по сей день на все вопросы о «Дюне» предпочитает трансцендентно отмалчиваться. К юбилею картины собрали малоизвестные факты о съемках «Ворот в рай» от мира научной фантастики.
Наш «Слон»
Попытки экранизировать «Дюну» предпринимались задолго до того, как к делу подключился Линч. Достаточно хотя бы вспомнить грандиозную работу Алехандро Ходоровски — монструозный мэшап из величайших артистов поколения и радикальных идей должен был вывести кинофантастику на принципиально новый уровень, но в итоге лишь вывел из себя продюсеров и с треском закрылся. Экранизация сдвинулась с мертвой точки, только когда права на книгу купил Дино Де Лаурентис, который видел в режиссерском кресле Ридли Скотта. Тот успел плотно поработать над сценарием, прежде чем выйти из проекта из-за смеси страха перед масштабами намечающихся съемок и личной трагедии.
Идея позвать молодого Дэвида Линча пришла в голову дочери Де Лаурентиса Раффаэлле после просмотра фильма «Человек-слон». С Линчем связался лично Дино и попросил прочитать «Дюну». Режиссеру роман понравился, несмотря на то что сперва он неверно расслышал продюсера и искал в магазине книгу под названием June. Примерно в это же время Линч получил предложение от Джорджа Лукаса — отец далекой-далекой галактики хотел, чтобы певец мрачных лакун человеческой души взялся за постановку «Возвращения джедая». «Этот фильм слишком в твоем стиле, Джордж», — завершил Линч встречу с Лукасом и погрузился в работу над «Дюной».
Кайл Неизвестный: как МакЛоклен получил свою первую роль в кино?
Кайл МакЛоклен получил роль Пола Атрейдеса только благодаря тому, что был никому не известным начинающим актером. На главную роль в «Дюне» рассматривали Тома Круза, Кевина Костнера и даже Вэла Килмера. Последний был основным претендентом, пока скауты не отправились на Фестиваль Шекспира в Орегоне, где в одной из постановок принимал участие 25-летний Кайл МакЛоклен.
Актер с легкостью прошел кастинг и оказался на площадке не просто своего первого фильма, а настоящего голливудского гиганта, съемочная группа которого насчитывала 1700 человек. Роль Пола Атрейдеса открыла МакЛоклену путь в большое кино, но, что самое важное, позволила ему познакомиться с Дэвидом Линчем. Кайл стал одним из столпов творчества темного визионера — он исполнил ведущие партии в таких знаковых картинах, как «Синий бархат» и сериал «Твин Пикс».
Кто такой Алан Смити?
Рабочая версия «Дюны», устроившая Дэвида Линча, длилась около пяти часов, хотя режиссер в конечном итоге целился в три с половиной. Сказать, что Дино Де Лаурентис был недоволен, — легкое преувеличение. Продюсер считал, что одной из важнейших составляющих коммерческого успеха любой картины является ее длительность. Решение перемонтировать фильм и добавить в начало сцену с принцессой Ирулан (Вирджиния Мэдсен), на пальцах объясняющей завязку сюжета, Линч воспринял крайне болезненно и просто заменил в титрах свое имя на «Алан Смити».
Чуйка Де Лаурентиса, впрочем, подвела: сокращение до двух часов фильму в прокате не помогло, а наспех введенные повествовательные элементы не сделали сюжет понятнее. Критики в разгромных статьях в один голос обвиняли «Дюну» во фрагментарности и сложности. Но, как ни странно, творческие разногласия не испортили отношения Линча и Ле Лаурентиса. Через два года после провала экранизации романа Герберта вышел «Синий бархат» — одна из самых важных лент в фильмографии Линча. И появилась она на свет во многом благодаря вере Дино в режиссера, прочие студии отказались финансировать жестокий эротический триллер, и его подхватила De Laurentiis Entertainment Group.
Погибшая космическая вселенная
Еще до выхода «Дюны» на экраны продюсеры видели в проекте потенциал для создания реальной альтернативы «Звездным войнам», но со взрослым рейтингом. Дэвид Линч начал писать сценарий сиквела, а ключевые актеры, включая МакЛоклена, подписали контракты сразу на несколько фильмов. В конце концов материала, который Фрэнк Герберт продолжал исправно поставлять, хватило бы на несколько трилогий. Но после того, как в мировом прокате «Дюна» собрала чуть больше 30 млн долларов при производственном бюджете в 40 млн, о продолжениях можно было забыть.
Никакого СGI: броня, нарисованная от руки
Технические решения, использованные во время производства «Дюны», во многом предвосхитили свое время. Поклонники фильма (да, такие были даже в 1984 году) долго пытались понять, каким образом были созданы спецэффекты для индивидуальных силовых щитов, которые широко применялись героями фильма. Несмотря на то что визуально подобный эффект легко принять за компьютерную графику, это плод кропотливой работы аниматоров.
Каждый силовой щит со всеми зеркальными отражениями отрисовывался вручную по методу ротоскопирования — покадровой перерисовки уже отснятого материала. В эпоху, когда каждый школьник может создать анимированное цифровое изображение, щиты из «Дюны» могут выглядеть как минимум странно, но в начале 80-х технология ротоскопирования применительно к сложным спецэффектами в кино была настоящей революцией.
Школа «Дюны»: почему Дэвид Линч не жалеет о том, что согласился на проект?
«Дюна» стала для Дэвида Линча крайне болезненным опытом. Режиссер описывал состояние творческой несвободы, которые он постоянно испытывал во время работы над проектом, как «смерть режиссера». Но все же Линчу удалось извлечь из провала важные уроки. Во-первых, он перестал бояться экспериментировать и двигаться в новых направлениях. Во-вторых, поработав под присмотром требовательных продюсеров, Линч понял, что следует полностью сосредоточиться на авторских проектах, где реализовать свое видение можно без каких-либо ограничений. Можно сказать, что именно благодаря «Дюне» появились такие шедевры, как «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв».
Еще одним важным и внезапным вдохновением для Линча оказался отзыв автора оригинального романа Фрэнка Герберта. Писатель остался доволен адаптацией, высоко оценил визуальный подход режиссера и даже отметил, что некоторые сцены превзошли его собственные представления о мире «Дюны». Герберт утверждал, что фильм стал настоящим «визуальным пиршеством», воплотившим эпический мир книги на киноэкране. Такое признание укрепило статус Дэвида Линча как одного из самых умелых визионеров своего времени.