Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 режиссеров, отказавшихся от «Звездных войн»

«Звездные войны» – одна из самых знаменитых мировых кинофраншиз. Практически любой режиссер втайне мечтает вложить в золотоносную космооперу собственный кирпичик...

Добавить в закладки
Непримкнувшие

Пол Верховен

Пол Верховен – режиссер «Звездных войн»?! Когда-то и такое не исключалось. Посмотрев фильм Верховена «Оранжевый солдат» – драму о Второй мировой войне, номинировавшуюся на «Золотой глобус» в 1980 году, – продюсеры франшизы загорелись желанием познакомиться с автором фильма поближе. По просьбе Джорджа Лукаса его друг Стивен Спилберг связался с голландцем по телефону и предложил приехать в Голливуд. На кону стояло режиссерское кресло «Империи…».

Верховен был польщен вниманием к нему, но после съемок «Оранжевого солдата» уже прошло три года, и с тех пор он успел сделать еще один фильм – «Заводные», о буйных нравах молодых мотогонщиков. Пол захватил видеокассету с фильмом с собой в Штаты, решив, что сотрудничество будет иметь смысл, только если наниматели выдержат проверку этой лентой. На творческие компромиссы ему идти не хотелось. «В “Заводных” было много неприкрытого секса, фигурировали изнасилования и прочий контент в таком духе, – рассказывал потом Верховен. – Это было необычно, и я этим гордился… Спилберг и его друзья сказали при встрече: “О, конечно, мы хотим посмотреть кино!” Я отдал им кассету…»

Естественно, режиссеру никто не перезвонил, и он, вполне удовлетворенный таким «ответом», вернулся домой. Сегодня, после «Робота-полицейского», «Вспомнить все» и «Звездного десанта», мы уже знаем, что Верховен предпочитает «жесткую» фантастику – и то, что он сразу дал Лукасу это понять, было вполне честным шагом. Но если бы, несмотря на разность творческих подходов, сделка состоялась, сложно даже представить, каким адом для обеих сторон обернулось бы производство сиквела…

Ирвин Кершнер

Когда у Лукаса и Кеннеди не сложилось с Верховеном, эпизод «Империя наносит ответный удар» достался Ирвину Кершнеру. Ему же потом предлагалось снять и «Возвращение джедая», поскольку предыдущий фильм прошел в прокате с успехом и был расхвален критиками. Кершнер подумал… и отказался. Космическая сага оказалась более трудозатратным предприятием, чем он планировал изначально, и одного фильма режиссеру с лихвой хватило, чтобы наесться джедайской романтики (которой он за время работы над проектом так по-настоящему и не проникся) на много лет вперед.

«Проработав над фильмом два года и девять месяцев, отдав ему большой кусок своей жизни и немало получив взамен, я почувствовал, что этого опыта мне вполне достаточно и что пришло время двигаться дальше», – говорил Кершнер потом. По словам постановщика, он никогда не жалел о том, что выпустил «Возвращение джедая» из рук, ведь после этого он отправился снимать «Никогда не говори „никогда“» о Джеймсе Бонде. «Вот лет через десять я ответил бы Лукасу “да”», – рассуждал Кершнер в одном из своих последних интервью. Но такой золотой возможности ему больше не представилось: хотя на переломе тысячелетий Джордж Лукас и занялся приквелами к «Звездным войнам», эту работу он уже никому не доверил и всю новую трилогию снял собственноручно.

Стивен Спилберг

Ранние фильмы Стивена Спилберга очень нравились Джорджу Лукасу, и на каком-то этапе он активно пытался сделать Стивена постановщиком «Возвращения джедая». Что же помешало состояться сотрудничеству? Спилберг не захотел портить отношения с Гильдией режиссеров Америки (DGA). Дело в том, что Лукас отказывался начинать свои фильмы с титров, что было нарушением тогдашних правил гильдии – считалось, что это проявление неуважения к людям, работавшим над лентой. Лукас доругался с DGA до того, что был оштрафован на 250 тысяч и в знак протеста порвал свой членский билет. После чего гильдия стала запрещать режиссерам работать с ним, и Спилберг не посмел ослушаться. Вместо него на работу был нанят Ричард Маркуанд, который членом DGA не являлся.

Много лет спустя, когда Лукас стал снимать приквельную трилогию, Спилберг сделал попытку «закрыть гештальт», предложив ему свои услуги. Но теперь Стивену отказал сам Джордж. «И я понимаю почему, – комментировал режиссер в 2002-м. – “Звездные войны” – это его детище. У меня уже есть “Парк Юрского периода” и “Индиана Джонс”, так что к своей франшизе, думаю, Джордж меня подпускать не намерен».

Известно, что на постпродакшене «Мести ситхов» Лукас все же позволил Стивену «поиграть» с аниматиками некоторых боевых сцен, и, видимо, кое-что из предложенного Спилбергом в итоге попало в фильм, поскольку в титрах он обозначен как «ассистирующий режиссер». Но этим его связь со «Звездными войнами» и ограничилась, и когда Лукас вышел на пенсию, Спилберг вновь открывшимися возможностями пользоваться не стал – седьмой эпизод делался без его участия. «Я не собираюсь в это ввязываться, – сказал Спилберг по поводу своего возможного участия во франшизе в будущем. – Не мой жанр. Это жанр моего друга, Томаса Эдисона от научной фантастики, которого зовут Джордж Лукас! И это никогда не было “моим”. Я всего лишь фанат, который смотрит эти ленты вместе с остальной аудиторией».

Дэвид Кроненберг

Сегодня сложно представить канадца Дэвида Кроненберга в качестве режиссера «Звездных войн», но, когда снималась первая трилогия, будущий мастер боди-хорроров еще не прослыл «специфическим» автором. «Муха», «Обед нагишом», «Автокатастрофа» и другие знаменитые ленты были впереди, а свежевыпущенный фантастический хоррор «Сканнеры» хорошо окупился, нахватал фестивальных наград и был расхвален рецензентами. На этом этапе Лукас и обратил на постановщика внимание.

«Однажды у меня зазвонил телефон, и голос в трубке спросил, заинтересован ли я в постановке одного из продолжений “Звездных войн”, – рассказал Кроненберг более трех десятилетий спустя, в 2014-м. – Речь шла о “Возвращении джедая”. Но вместо того, чтобы сказать “О боже, да!”, я ответил: “Вы знаете, я вообще-то с чужим материалом не работаю”. И повесил трубку. Не знаю, как далеко могло бы зайти дело [если бы я ответил иначе], но все закончилось прямо тогда».

Дэвид Линч

В начале 80-х, после «Человека-слона», Дэвид Линч считался перспективным постановщиком: его лента заработала 8 номинаций на «Оскар», о нем восторженно говорили критики, его фильм сделал хорошую кассу… Можно понять Джорджа Лукаса, предложившего Линчу заняться шестым эпизодом своей саги. Но Дэвид «Возвращением джедая» не заинтересовался: продюсеру при встрече он сказал, что не понимает, о чем этот фильм.

«По-настоящему я никогда научную фантастику не жаловал, – объяснял Линч свое решение годы спустя. – Нет, элементы сай-фая я люблю, конечно, но в комбинации с другими жанрами. И потом, мне было очевидно, что “Звездные войны” – это чисто лукасовская штука». Копировать чужой стиль Линч считал скучным.

Что же было дальше? Отказав Лукасу, он не придумал ничего лучше, чем подписаться на экранизацию фантастического романа «Дюна». Возможно, возлюбить фантастику режиссеру помог неслыханный по тем временам 40-миллионный бюджет проекта – но зрителям результат не понравился. Как итог «Возвращение джедая» ожидаемо стало хитом, а «Дюна» в прокате провалилась с треском.

Дэвид Финчер

В начале 80-х годов совсем молодой Дэвид Финчер работал ассистентом оператора на студии Industrial Light & Magic, где в то время делались спецэффекты для «Возвращения джедая». Но продюсер Кэтлин Кеннеди зауважала его, конечно, не поэтому, а потому, что в следующие 30 лет Финчер проявил себя как талантливый и умелый режиссер, в руках которого почти каждый кинопроект становится большим событием. В 2012-м постановщик встретился с Кеннеди и узнал, что седьмой эпизод «Звездных войн» уже находится в работе и что было бы неплохо осудить возможность посадки его, Финчера, в режиссерское кресло.

Почему сделка не состоялась, Дэвид не рассказывает. Но, как можно догадаться, он решил для себя, что надзирателям из Disney и Lucasfilm будет очень трудно угодить. «Тут все очень мутно, – комментировал он. – Моя любимая часть, например, “Империя наносит ответный удар”. Если бы я сказал: “Хочу сделать фильм в таком духе”, я уверен, что люди с деньгами ответили бы: “Нет! Так не надо. Надо, чтобы было в духе другой части и чтоб в фильме были твари из всех серий сразу!”» Объяснение звучит несколько расплывчато, но тем, кто немного знаком с режиссерской манерой Финчера, этот месседж расшифровать будет несложно: Дэвид, привыкший жестко контролировать производство своих фильмов, рассудил, что «Дисней» будет во всем ему перечить и вмешиваться в процесс. А потакать заказчику, идя против своих желаний, Финчеру не хотелось. «Пробуждение силы» досталось Джей Джею Абрамсу.

Нил Бломкамп

Нил Бломкамп – один из самых ярких молодых режиссеров, работающих в жанре кинофантастики. Неудивительно, что после перехода Lucasfilm в руки «Диснея» продюсер Саймон Кинберг, неплохо знавший Нила, предложил ему подумать о седьмой части «Звездных войн». Однако Бломкамп, незадолго до того выпустивший «Элизиум», не выказал к саге никакого интереса – для него оказалось важней снять «Робота по имени Чаппи».

По словам постановщика, заниматься адаптацией чужого материала ему было бы некомфортно. А в случае со знаменитым сериалом, обросшим многими миллионами поклонников, дело усугубилось бы еще и огромным давлением со стороны студии и фандома. Так что лучше уж не браться за то, что не твое…

Заметим, опасения насчет «ответственности» и «адаптации чужого материала» не помешали Нилу сразу после «Чаппи» ввязаться в пятую часть «Чужого» (которая, впрочем, была через год положена на полку). Мнения режиссеров относительно одних и тех же вещей порой меняются довольно неожиданным образом…

Брэд Берд

В глазах «Диснея» Брэд Берд был отличным кандидатом на пост рулевого «Пробуждения силы»: режиссер «Суперсемейки», «Рататуя» и квадриквела «Невыполнимой миссии», двукратный оскароносец, одинаково успешно работающий в игровом и анимационном кино, он если и не вывел бы «Звездные войны» на новый уровень, то как минимум снял бы яркое кино с обилием зрелищного экшена. Но – не срослось: Брэд отказался от предложения, потому что уже занимался другим фантастическим диснеевским проектом, «Земля будущего».

«Я уже какое-то время был знаком с [продюсером] Кэти [Кеннеди], и я знаю Джорджа [Лукаса], – рассказывал он потом в интервью. – И они пришли ко мне. Но вот беда – расписание, которое они наметили, делало затею невозможной… Чтобы заняться фильмом, мне пришлось бы бросить “Землю будущего”. А там все зашло уже слишком далеко к тому моменту. Это только в теории легко сказать: “Отложи проект на время”. Но вот сейчас он продвигается, и вы не знаете, как дела пойдут потом, будет ли у вас еще такая возможность. Может, это работает у режиссеров типа Кэмерона или Спилберга, но меня проект просто влек за собой. Мы успели развить такую скорость, что при торможении просто разнесли бы вдребезги железнодорожную станцию. Да, я очень хочу увидеть этот фильм. Я люблю “Звездные войны”, и мне страшно интересно, что получится у Абрамса, но у меня вышло так, что пришлось бы прибить один проект мечты, чтобы поучаствовать в другом. А “Земля будущего”, как я чувствую, это все же нечто очень особенное, уникальное».

Это было сказано в 2013-м, и с тех пор, возможно, Берд уже многократно отругал себя за неверную расстановку приоритетов. «Уникальный» фильм, о котором он так пекся, получил смешанные отзывы и провалился в прокате с оглушительным треском. «Пробуждение силы» собрало 2 миллиарда.

Мэттью Вон

Мэттью Вон о своих отношениях со «Звездными войнами» распространяться не любит, но кое-что на этот счет известно. «Дисней» обратился к нему после Берда, впечатлившись кинокомиксами «Пипец» и «Люди Икс: Первый класс». Поначалу режиссер воспринял предложение насчет седьмого эпизода с интересом – чтобы посвятить себя проекту, он даже отказался от «Людей Икс: Дни минувшего будущего»…

Но затем началось то, что инсайдеры называют «креативными трениями». Вон хотел больше насилия, «Дисней», напротив, настаивал на «семейном тоне». Вону не нравилось, что главной героиней решили сделать женщину, однако студия смену главной героини не желала даже обсуждать. Решив, что ему не дадут сделать кино, которым он мог бы быть доволен, Вон прекратил переговоры. Опрометчиво покинутое им кресло постановщика «Дней минувшего будущего» было уже занято Брайаном Сингером, поэтому Вон в итоге занялся кинокомиксом «Kingsman: Секретная служба». Тот случай, когда зрителям жаловаться не на что: все три фильма получились более чем смотрибельными.

Гильермо дель Торо

В 2013 году Гильермо дель Торо тоже имел шанс порулить седьмым эпизодом саги, но не захотел. Причина? И так есть чем заниматься.

«Моему агенту позвонили с вопросом: “Интересно ли Гильермо такое предложение?” – рассказывал режиссер. – Но у меня сейчас в разработке столько всякого своего, и я просто по уши в материале, которым занимаюсь… Конечно, я был польщен. Очень мило с их стороны предлагать такие вещи, но, верьте или нет, я достаточно сильно занят».

Свой самоотвод Гильермо объяснил еще и уважением к франшизе: собственные проекты, поставленные на паузу, постоянно отвлекали бы его, не давая как следует сосредоточиться на «Звездных войнах», и это было бы неправильно («Я думаю, фанаты заслуживают кого-то, кто погрузился бы в проект целиком, без остатка»).

Интересно, что Джей Джей Абрамс, снявший в итоге седьмую ленту саги, оказался персоной не менее ответственной: боясь запороть все дело и потом выслушивать проклятия фанатов, он тоже согласился на эту работу лишь со второго раза.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?