Моисе́й (Мечислав) Самуи́лович Ва́йнберг (в довоенных документах польск. Mojsze Wajnberg — Мо́йше Ва́йнберг; 12 января или 8 декабря 1919, Варшава, Польская Республика — 26 февраля 1996, Москва, Россия) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1990). Автор 26 симфоний, 7 опер и других произведений практически во всех современных ему жанрах.
Родился в Варшаве в семье дирижёра и композитора еврейского театра Шмуэла (Самуила Моисеевича) Вайнберга (1883—1943) и актрисы еврейского театра на идише Сони Вайнберг (Суры-Двойры Штерн (Котлицкой); 1888—1943)[1][5][6], в 1916 году переселившихся из Кишинёва в Варшаву после кратковременного пребывания в Лодзи[7]. Самуил Моисеевич Вайнберг руководил оркестром в варшавском еврейском театре «Скала», где Моисей Вайнберг с десятилетнего возраста играл на фортепиано в сопровождающем постановки оркестре, а впоследствии был музыкальным руководителем нескольких постановок. Вместе с отцом участвовал в музыкальном сопровождении кинофильма «Fredek uszczęśliwia świat» (1936).[8] В 1939 году он окончил Варшавскую консерваторию как пианист по классу Юзефа Турчиньского. В польских довоенных документах фигурировал как Мойше Вайнберг (польск. Mojsze Wajnberg).
С началом войны в сентябре 1939 года бежал в СССР; его семья, остававшаяся в Варшаве (родители и младшая сестра Эстер), была депортирована в Лодзинское гетто и в дальнейшем погибла в концентрационном лагере Травники. Вайнберг первоначально обосновался в Минске и некоторое время учился в Минской консерватории в классе композиции Василия Золотарёва. В 1941 г. был эвакуирован в Ташкент, где познакомился с Дмитрием Шостаковичем — это знакомство оказало на Вайнберга большое влияние. В 1943 г. вместе с Шостаковичем вернулся в Москву.
Арестован[9] в феврале 1953 в связи с Делом врачей, ходатайство об освобождении Вайнберга писали Дмитрий Шостакович и Николай Пейко. Освобождён после смерти И. В. Сталина, впоследствии реабилитирован.
Вайнберг в качестве ансамблиста исполнял и записывал свои сочинения, в том числе — Фортепианный квинтет (в ансамбле с квартетом им. Бородина).
С 1954 года активно писал музыку для кино. Одним из первых советских композиторов начал использовать тембры электромузыкальных инструментов как в фильмах «Последний дюйм» (1958) и «Барьер неизвестности» (1961), в записи саундтреков к которым участвовал «Квинтет электромузыкальных инструментов» И.М. Варовича. Популярность приобрели песни Вайнберга к фильму «Летят журавли» (1957) и мультфильму «Винни-Пух» (1969).
Музыку Вайнберга исполняли и записывали дирижёры Юрий Аранович, Рудольф Баршай, Антоний Вит, Кирилл Кондрашин, Теодор Курентзис, Владимир Федосеев, Габриэль Хмура, Марк Эрмлер. К произведениям композитора обращались выдающиеся музыканты-инструменталисты Леонид Коган, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран.
Умер 26 февраля 1996 года в Москве. Похоронен на 49-м участке Домодедовского кладбища.
В 2017 в Москве по инициативе газеты «Музыкальное обозрение» и Большого театра прошел Международный форум «Композитор Моисей Вайнберг (1919—1996). Возвращение. К 100‑летию со дня рождения в 2019».