


На этой неделе в российский прокат вышел эпик «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы. Проект-долгострой впервые показали в конкурсе Каннского кинофестиваля. Фильм провалился в прокате и был неоднозначно воспринят критиками и зрителями. Незадолго до релиза Коппола опубликовал на Letterboxd список картин, которые вдохновили его на создание «Мегалополиса». Разбираемся в предпочтениях маэстро и пытаемся угадать связь предшественников с его новой лентой.
Фильм, ставший отправной точкой для эпического кино, — трёхчасовой опус Джованни Пастроне повествует о Ганнибаловой войне в Италии (218—201 гг. до нашей эры). Для Копполы, как и для его друга Мартина Скорсезе, лента имеет огромное культурное значение — передать масштаб режиссёр попытался и в своей истории архитектора Цезаря, мечтающего построить Новый Рим (или Нью-Йорк) утопического будущего.
Адаптация романа Герберта Уэллса рассказывает о докторе Гриффине, студенте-докторе, вводящем себе инновационный препарат, от которого он становится невидимым. Эгоизм персонажа, его амбициозность и наносимый близким людям вред передались и главному герою «Мегалополиса» Цезарю Катилине в исполнении Адама Драйвера.
Экранизация пьесы Бернарда Шоу 1945 года фокусируется на пожилом Цезаре (Клод Рейнс), который пытается остановить конфликт между египетской царицей Клеопатрой (Вивьен Ли) и её младшим братом Птолемеем. Проект был снят при помощи системы «Техниколор» и стал самым дорогим полнометражным фильмом в Англии на момент релиза. Коппола вложил в производство «Мегалополиса» 120 млн долларов из собственных средств, продав несколько виноделен. Несмотря на финансовый размах, результат оставил в недоумении: многие критиковали визуальную составляющую «Мегалополиса» и сравнивали её с дорогой рекламой парфюма.
Творчество драматурга Бернарда Шоу явно имеет для Копполы центральное значение. Из «Пигмалиона» в «Мегалополис» перекочевало противостояние разума и чувств. В первоисточнике профессор фонетики Хиггинс берется за перевоспитание уличной цветочницы Элизы Дулиттл и вводит ее в высшее общество. Новым объектом обожания для высокомерного Цезаря Каталина становится Джулия, дочь мэра города, которая в корне меняет отношение Цезаря к реальности.
Критики и зрители не раз признавали магнум опус Орсона Уэллса лучшим фильмом в истории. Помимо очевидных сюжетных параллелей (медиамагнат рушит собственную судьбу) сравнить «Кейна» следует ещё и с самим Копполой. «Мегалополис» — такой же квазибиографический фильм, как и картина Уэллса. Коппола — человек будущего, живущий прошлым, рассуждает о мире, восхищается Римской империей и древними философами, любит собственные фильмы больше других (на том же Letterboxd режиссёр поставил «Мегалополису» пять звёзд из пяти).
Легендарная история Пауэлла и Пресбургера о балерине и её выборе между суровой действительностью и жизнью на сцене. Одержимость героини вполне транслируется и в «Мегалополисе»: Цезарь Каталина готов жертвовать окружением и обществом ради достижения призрачных идеалов и той самой мегаломании.
Для более точной передачи политических интриг Коппола обратился к «Маньчжурскому кандидату» Джона Франкенхаймера 1962 года. История командира, чей отряд погиб в Южной Корее (сам он чудесным образом выжил), вполне коррелирует с поверхностным конфликтом Цезаря Каталины и мэра Нового Рима Фрэнка Цицерона (Джанкарло Эспозито), чьи представления о прошлом и будущем кардинально различаются.
Не самый известный и очевидный фильм братьев Коэн рассказывает о беззаботном провинциальном изобретателе игрушек, случайно угодившем в самое сердце корпоративного Нью-Йорка. Лента воссоздает идеализм Америки 1950-х и, подобно Копполе, останавливает время, чтобы точнее понять, как функционирует общество и сам человек внутри него.
Финальный фильм Стэнли Кубрика, эротический триллер с Томом Крузом и Николь Кидман наверняка привлек внимание Копполы исследованием сексуальности, брака и хрупкого института семьи в целом. Основной референс прослеживается в масонской хорни-вечеринке — у Копполы получился свой, не менее пугающий вариант.
Проследить связь между монструозным проектом Копполы и одним из самых проникновенных фильмов Вонга Карвая почти не представляется возможным. «Мегалополис» — полная противоположность «Экспрессу», однако некоторые общие точки у обоих проектов всё же есть. Например, пространство города: Нью-Йорк у Копполы и Гонконг у Карвая отражают глобальный хаос, в котором, несмотря на весь шум, герои продолжают питать друг к другу сокровенные чувства. Коппола остаётся наивным оптимистом и рассчитывает на светлое будущее, даже если никакой надежды уже не осталось.
В списке также оказались «Красавица и чудовище» (1946), «Лучшие годы нашей жизни», «Источник», «Бен-Гур», «Спартак», «Тайм-код» и др.
«Мегалополис» выходит в российский прокат 9 января 2025 года.
Вообще, это конечно может показаться образцом "синдрома белого пальто", но я замечаю, что классика эпохи черно-белого кино часто на голову выше современных хитов проката, даже условно "проверенных временем".
Посмотрите ту же "Кабирию", это просто гениальная, эпическая лента, и при этом глубина личной трагедии не уступает гранд...иозному масштабу глобальной истории, происходящей на экране.
Можем ли мы это сказать о современных исторических блокбастерах? Приведите, пожалуйста, пример, если знаете.....
Так что в эпоху современных спецэффектов и зеленых экранов я предлагаю не воротить нос от шедевров столетней (!) давности