Титр «основано на реальных событиях» в начале фильма у многих зрителей плотно связался со вполне определённым видом кино — политическими драмами, журналистскими расследованиями или героическими эпиками о войне. В общем, с теми картинами, в реальность которых и без того поверить несложно. И всё же иногда в жизни происходят такие вещи, что поверить в них не заставит никакой титр на свете. Сегодня мы собрали для вас 10 фильмов, чей сюжет основан на совершенно реальных историях, но оттого не становится менее фантастическим.
Не пропустите телепремьеру фильма «Тачка на миллион» – смотрите впервые на российском телевидении в среду, 20 ноября, в 20:30 на телеканале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»).
«Тачка на миллион» рассказывает невероятную, но абсолютно реальную историю о том, как легендарный предприниматель и инженер Джон ДеЛореан связался с организованной преступностью и был пойман ФБР при покупке 27 килограммов кокаина. Наркотики нужны были ДеЛореану для того, чтобы не потерять свою компанию по производству автомобилей — ту самую, что выпустила знаменитую «машину времени» DeLorean DMC-12.
Фильм интересно обыгрывает классическую тему «американской мечты»: как и, например, «Волк с Уолл-стрит» или «Парни со стволами», он показывает, на что способны люди в погоне за успехом и осуществлением своих идей. «Тачка на миллион» рассказывает о ДеЛореане и всей развернувшейся вокруг него драме как бы с нейтральной позиции, глазами его соседа и осведомителя ФБР Джеймса Хоффмана — это позволяет зрителю взглянуть на историю со всех сторон и самому решить, кто тут прав, а кто виноват.
«Челюсти» Стивена Спилберга — фильм, положивший начало «эре блокбастеров», — основаны на романе Питера Бэнчли 1974 года. Оба эти произведения, безусловно, рассказывают о вымышленных событиях, но вдохновлены реальной трагедией, произошедшей в Нью-Джерси в 1916 году. Тогда пятеро человек стали жертвой огромной акулы — правда, в отличие от фильма и романа, это была не белая акула, а акула-бык.
Некоторые герои «Челюстей» также имеют реальных прототипов. Охотник на акул Квинт, разрабатывающий в фильме план ликвидации акулы, основан на Фрэнке Мундусе, знаменитом акульем убийце, в 1964 году поймавшем «большую белую» весом в две тысячи килограммов. И так же, как и его киноверсия, любившем выпить.
Культовый криминальный триллер Майкла Манна о противостоянии полицейского (Аль Пачино) и грабителя банков (Роберт ДеНиро) ещё на момент выхода хвалили за доскональное изображение работы лос-анджелесской полиции и криминального мира Калифорнии. Эта достоверность, конечно, не взялась из ниоткуда — «Схватка» основана на реальной истории копа по имени Чак Адамсон и преступника Нила МакКоули, за которым тот гонялся в 60-е годы.
Чак Адамсон после окончания работы в полиции стал писателем и работал над сценариями ТВ-шоу «Полиция Майами». Там он и познакомился с Манном: режиссёра впечатлили истории Адамсона о его полицейской работе, и он использовал их при работе над «Схваткой». Более того, Адамсон предоставил Манну реальную запись своего разговора с Нилом МакКоули — эта запись почти дословно пересказана в самой известной сцене фильма, беседе героев Пачино и ДеНиро в ресторане.
У братьев Коэн очень специфические отношения с «реальными» сюжетами. Титр «основано на подлинной истории» они издевательски поместили в начало оскароносного «Фарго», заставив множество людей поверить в достоверность этого от начала до конца выдуманного кино. А вот «Большой Лебовски», которого никто никогда и не подозревал ни в какой достоверности, действительно основан на реальной истории.
Точнее, на реальном человеке. Прототип Чувака — некий Джефф Дауд, локальная калифорнийская звезда, которого все действительно в жизни называли просто Чуваком. И та история молодости, которую в фильме герой Джеффа Бриджеса рассказывает Джулианне Мур, — это реальные события, произошедшие с Даудом в его юности политического активиста. Также у реального Дауда действительно был горячо любимый ковёр, «задававший тон всей комнате», а его машину однажды и правда угнал школьник, оставивший на заднем сиденье свою домашнюю работу.
Комедийная драма «Терминал», третья коллаборация великих Стивена Спилберга и Тома Хэнкса, рассказывает о Викторе Наворски — гражданине выдуманной страны Кракожия, который из-за государственного переворота вынужден жить в Нью-Йоркском аэропорту. Ведь чтобы выйти из него, нужен паспорт своего государства — а государство Виктора перестало существовать, пока он летел в самолёте.
Эта история, больше похожая на одну большую остроумную шутку, в реальности произошла в 1988 году. Иранский беженец Мехран Карими Нассери из-за схожих обстоятельств прожил целых 18 лет в терминале парижского аэропорта Шарль-де-Голль. За это время Мехран стал местной знаменитостью, а в 2004-м он опубликовал книгу The Terminal Man, права на экранизацию которой и выкупил Спилберг (правда, оставив от реальной истории только самую-самую основу).
Ещё один «акулий хоррор», основанный на леденящей кровь реальной истории. «Открытое море» — фильм о супружеской паре, которая посреди отпуска на Карибах решает заняться дайвингом. Вот только лодка, оставив их в открытом океане, куда-то пропадает, и пара остаётся один на один с бескрайней толщей воды и кровожадными акулами.
Фильм, снятый на дешёвую видеокамеру с использованием реальных акул, и так пугает своей почти документальной натуралистичностью. Но становится ещё страшнее от осознания того, что весь этот ужас действительно произошёл в реальности: в 1998 году туристов Тома и Айлин Лонерганов похожим образом оставили где-то у австралийского Большого Барьерного рифа. Найти их так и не смогли.
Герои «Заклятия», Эд и Лоррейн Уоррены — реально существовавшая супружеская пара экзорцистов, с 60-х по 90-е годы занимавшихся расследованиями различных паранормальных активностей. Знаменитый случай в Амитивилле, как и история одержимой куклы Аннабель, «Энфилдского полтергейста» и семьи Перронов — это всё реальные дела Уорренов, которые позже легли в основу двух частей «Заклятия».
Понятно, что паранормальная часть этих расследований никем никогда так и не была подтверждена: многие скептики и учёные называют Уорренов не иначе как мошенниками и фальсификаторами. Режиссёр же Джеймс Ван предлагает нам взглянуть на их историю так, как если бы все их рассказы и случаи действительно были связаны с потусторонними явлениями, — и, в общем-то, имеет на это право.
История боксёра-неудачника, который лишь благодаря силе воли и упорству борется на равных с чемпионом в тяжелом весе, стала дверью в большое кино для Сильвестра Сталлоне — автора сценария и исполнителя главной роли в «Рокки». Вдохновение к нему пришло, когда он увидел бой между Мухаммедом Али и никому не известным Чаком Уэпнером. Чак, до этого не блиставший на ринге и работавший вышибалой между тренировками (в версии Сталлоне эта работа сменилась мясницкой), продержался целых 15 раундов против величайшего боксёра мира и даже отправил того в нокдаун.
Сам Уэпнер был не очень рад, что историю использовали в кино без его ведома — в 2006 году он даже подал на Сталлоне в суд. Обижался на «Рокки» и знаменитый боксёр Джо Фрейзер, другой известный оппонент Али: сцены с тренировками на свиных тушах и пробежка по ступеням Музея Филадельфии взяты прямо из его жизни.
Сюжет «50 первых поцелуев» звучит почти как романтическая версия «Помни» Кристофера Нолана: героиня Дрю Берримор из-за особой формы амнезии каждый день просыпается, ничего не помня о вчера. Что, конечно, сильно осложняет её разворачивающиеся любовные отношения с персонажем Адама Сэндлера.
И всё-таки события этого фильма основаны на реальной и совсем, надо сказать, не смешной истории. Британка Мишель Филпоттс, перенеся две травмы головы с разницей в 5 лет, потеряла способность к краткосрочной памяти: до сих пор она считает, что на дворе 1994 год. Но вполне понятно, где кинематографисты нашли здесь романтику: все эти сложные 25 лет Мишель провела с любящим мужем, который каждый день напоминает ей обо всём, что она забыла. Чтоб на следующий день напомнить вновь.
У молодёжной комедии «Свадебный угар» совершенно абсурдная фабула: два брата (одного из них играет Зак Эфрон) находят в Интернете девушек, чтобы те сопроводили их на свадьбу сестры и не дали им слишком на ней разойтись. Но девушки оказываются ещё более безумными, и праздник превращается в настоящий балаган.
Всё, что происходит в «Свадебном угаре», более или менее происходило и в реальной жизни. Главные герои, Майк и Дэвид Стэнгл — настоящие люди, которые действительно оказались в похожей ситуации: из-за их буйного характера родители запретили им являться на свадьбу сестры без пары. И те девушки, с которыми они в итоге пришли, и правда оказались теми ещё подарками — пускай, может, и не в такой степени, как в кино. Позже братья написали мемуары об этом случае, права на которые быстро выкупили голливудские дельцы.
«Кинопремьера» – телеканал премьер и новинок мирового кинематографа. Всё самое лучшее, всё самое новое в мире отечественного и зарубежного кинопроката последних двух лет. То, что вы не успели посмотреть в кинотеатре, теперь доступно в удобное время у вас дома. Круглосуточное вещание без рекламы. Спрашивайте у операторов кабельного и спутникового телевидения в своем городе. Задать вопросы об условиях подключения можно здесь.