Мы привыкли к структуре в фильмах ― даже если мы ее не осознаем, именно деление на акты чаще всего удерживает внимание во время просмотра. Однако многие режиссеры опровергли этот тезис и доказали, что можно создать эмоциональную связь со зрителем, даже если их картины затем клеймят за то, что в них ничего не происходит. Иллюстрируем десятью примерами, что от таких фильмов тоже может быть невозможно оторваться.
«Пало-Альто» ― это неспешное наблюдение за жизнью старшеклассников из одноименного города, в котором Джиа Коппола следует канонам своей тети Софии, но дополняет их собственным фирменным стилем. Несмотря на то что это режиссерский дебют, со стилем у Джии точно все хорошо, ведь до этого она успела зарекомендовать себя как первоклассный фотограф. Бонусом идет саундтрек от Blood Orange, под который от любого визуального ряда будет сложно оторваться.
А что же там все-таки происходит? Эмма Робертс курит, томно смотрит вдаль, заглядывается на Джеймса Франко и периодически отвлекается на тусовки с сыном Вэла Килмера ― Джеком.
Человек рождается, человек взрослеет, человек умирает. Вот и все, что можно сказать о сюжете «Древа жизни». Но сам фильм говорит абсолютно обо всем.
Если в ранних фильмах Терренса Малика был хоть какой-то логлайн, то начиная с 2010 года сюжеты его фильмов не так-то просто передать в паре предложений. И началось это как раз с «Древа жизни» ― самого личного проекта в его карьере. Во время премьеры его либо ругали, либо боготворили, но равнодушным не остался никто. По сути, режиссеру (не без помощи камеры Эмманнуэля Любецки) удалось уловить жизнь такой, какая она есть, вывести зрителя на задушевный диалог с самим собой и проникнуть в самую суть вещей. Мастерство, в котором Малика вряд ли кто-то сможет переплюнуть.
Скарлетт Йоханссон страдает от одиночества в Токио и встречает такого же страдающего Билла Мюррея, с которым ее вечера и походы в караоке становятся чуть веселее.
София Коппола сделала себе имя как раз на таких вот фильмах, в которых ничего толком не происходит, но которые хочется пересматривать и пересматривать. «Трудности перевода» ― вторая полнометражная работа постановщицы, которая принесла ей «Оскар» за сценарий и прославила Скарлетт Йоханссон. И если начинать знакомство с творчеством Копполы, то именно с этого фильма.
Фильм показывает семь дней из жизни водителя автобуса по имени Патерсон, который живет в городе Патерсон и увлекается поэзией. И, да, это весь его сюжет.
После премьеры многие громогласно заявили, что «Патерсон» ― это поэзия от мира кино и ода повседневности. Так оно и есть, и кино про будни водителя автобуса, который каждый день ездит по одному и тому же маршруту, никогда не было таким многогранным. Будьте готовы, что после просмотра вы захотите писать стихотворения о спичках, перекрасить всю квартиру в черно-белый и завести бульдога.
Двое близких по духу творцов встречаются на дублинских улицах, записывают вместе альбом и становятся чуть ближе к принятию себя и своего места в мире.
Вообще, у ирландца Джона Карни даже не один, а еще целых два фильма с точно таким же сюжетом, только в разных декорациях (также «Хоть раз в жизни» и «Синг Стрит»). Но «Однажды» положил начало этой негласной трилогии и показал, что музыка даже не в мюзиклах способна говорить о чувствах лучше даже самых хорошо написанных диалогов.
«Меланхолия» ― это история двух сестер, живущих в ожидании надвигающейся на Землю планеты, которой суждено уничтожить все живое. Хотя в случае с фильмами Ларса фон Триера стоит иметь в виду, что они способны также уничтожить и все живое внутри вас. Но за это мы его и любим.
Сюжет «Меланхолии» словно состоит из десятков холстов, на каждом из которых нарисована своя история. Но при этом у вас наверняка возникнут затруднения с ответом на вопрос, что же там происходит.
Продавец из придорожного магазинчика и работник видеопроката просто обсуждают свои проблемы. Другие персонажи в фильме тоже появляются, но занимаются они тем же самым.
К данной категории, безусловно, можно отнести не только арт-кино, но и мамблкор. «Клерки» Кевина Смита доказывают, что комедия бывает смешной, даже если состоит из одних лишь бытовых диалогов. При этом они удерживают внимание на протяжении всего сюжета, но рассказать в двух словах о том, что вы только что увидели, у вас тоже вряд ли получится.
Еще одно разговорное кино ― это «Сьераневада» румынского режиссера Кристи Пую. Трехчасовая драмеди разворачивается в пределах одной квартиры, где на поминки родственника собрались члены большого семейства. Герои весь фильм ждут священника, пытаются собраться к столу и обсуждают политику, и нет ничего более увлекательного, чем наблюдать за этим. Несмотря на долгий хронометраж и отсутствие активного действа, картина смотрится легко с первой до последней минуты.
Фильм о том, как Кейси Аффлек, завернувшись в простыню, наблюдает сначала за Руни Марой, а потом за будущими обитателями дома, в котором он когда-то жил, ― то ли медитация, то ли метафизическая притча о течении времени.
Почти все полтора часа ты просто наблюдаешь, как кто-то просто наблюдает за ничем не примечательными ситуациями. И все это либо не имеет смысла, либо имеет самое большое значение. Подобно съеденному в реальном времени пирогу, кухонному разговору о том, что всему живому во Вселенной когда-то придет конец, и написанной вами песне.
Третий сезон «Твин Пикса» побил рекорд ― в нем ничего не происходит на протяжении 18 часов. Несмотря на то что проект Дэвида Линча официально считается сериалом, он больше похож на затянувшийся фильм, умом который не понять ― надо чувствовать. В новых сериях было много запоминающихся, но при этом невыносимых моментов, и это тот самый случай, когда мозг сопротивляется и кричит «когда же это закончится», но при этом требует еще и еще, желая, чтобы это продолжалось вечно. Проще говоря, он не то, чем кажется.