Один из главных киносайтов мира, Indiewire, подготовил свой список лучших фэнтези-фильмов всех времён. Мы выбрали первую десятку из их топа: от культовых комедий до шедевров авторского кино.
Ведущий прогноза погоды (Билл Мюррей) оказался во временной ловушке — он вынужден раз за разом проживать худший день в своей жизни. Конец. Не так часто комедии бывают не только глубокими и смешными, но ещё и настолько универсальными. «День сурка» — фильм выдающийся хотя бы потому, что он легитимизировал включение фэнтези-элементов в формат мейнстримной комедии.
Не надо забывать, что фильм также совсем не объясняет, как протагонист — Мюррей в одной из лучших своих ролей — вообще попал в эту ловушку. Дело не в аттракционе из парка, как в «Большом»; не в мантре, как в «Любовь зла»; не в проклятии, как в «Чего хотят женщины». Не раскрывается здесь и то, сколько именно раз он прожил один и тот же день. Может, он провёл так всего год, а может, тысячу лет. Это утаение информации радикально и превращает фильм почти что в артхаус в мейнстримной шкуре. Это кино, которое зритель захочет пересматривать снова, и снова, и снова, и снова, и снова…
Заманчиво (и, возможно, более конструктивно) думать о безупречной трилогии Питера Джексона как об одном целостном произведении, но каждый из этих фильмов и сам по себе сокровище. И хотя «Возвращение короля» невозможно превзойти по масштабу, а «Две башни» — настоящий мастер-класс по тому, как надо ставить второй акт, ни одна из глав этой саги не достигает совершенства «Братства Кольца».
Да, здесь нет энтов, но зато все ещё живы, и они вместе! Больше всего впечатляет в «Братстве» то, как потрясающе ему удается вдохнуть жизнь в Средиземье и его обитателей. «Две башни» и «Возвращение короля» работают только из-за того эмоционального фундамента, который Джексон формирует здесь.
Фильмы Апичатпона Вирасетакула часто обсуждают с точки зрения их изощрённых метафор и мечтательного, галлюциногенного темпа, но в «Дядюшке Бунми» тайский автор также охватил мистическое сердце своей страны. Это солипсическая фэнтези- драма, в которой стареющий мужчина вспоминает темные места своей жизни, в то время как призрачные обезьяны мелькают в окружающих джунглях, а принцесса вступает в знойный роман с сомом.
Даже эти возмутительные отрывки разворачиваются с размеренным темпом и сюрреалистическими ритмами, которые отличают кино Апичатпона. Зритель не столько смотрит «Дядюшку Бунми», сколько чувствует его, погружается в огромный и загадочный мир, где фантазия, история и личная экзистенциальная тоска собраны вместе.
«Лабиринт Фавна» закрепил себе место в поп-культуре благодаря Бледному Человеку, монстру, который ест детей и имеет глаза на ладонях без какой-либо очевидной эволюционной причины, кроме той, что это чертовски страшно. Но величайшее достижение готического фэнтези Гильермо дель Торо в том, как оно колеблется где-то между реальностью и мечтами, не пытаясь разобраться, что есть что. Подобно его же «Хребту дьявола», фильм эксплуатирует историческую травму гражданской войны в Испании, чтобы исследовать попытки маленького ребенка осознать тёмный мир за пределами его понимания.
Первая полнометражная адаптация классической истории была сделана сразу после Второй мировой мультимедийным художником и иногда режиссёром Жаном Кокто. Это до сих пор самая кинематографичная и артистичная версия истории молодой девушки, которая предлагает себя чудовищу в обмен на спасение отца. «Красавица и чудовище» Кокто — экспрессионистский шедевр, который открыл фэнтези дорогу в кино в то время, когда балом правил неореализм.
Один из лучших фильмов, когда-либо произведённых на свет. Несмотря на формальное наличие призрака, настоящий ужас, как и в большинстве картин Кэндзи Мидзогути, здесь в патриархальном обществе, в котором вынуждена жить женщина. Самое выдающееся, что есть в фильме, — это то, что сам призрак здесь появляется только во второй половине, но движущаяся камера (почти в каждом кадре установленная на кран) помещает зрителя в кинематографическое пространство, у которого самого по себе есть очень потусторонняя атмосфера.
Сама история — это фаталистичная трагедия о глупости двух мужей во время гражданской войны в Японии и о женах, которых они оставили дома. Один из чистейших фильмов в истории кино, это притча о мире, разрушенном прихотью мужчин.
Спайк Джонз. Чарли Кауфман. Немногие коллаборации обладают настолько же идеальной синергией. Режиссёрский дебют Джонза снят по безумному сценарию Кауфмана, который на бумаге звучит настолько нелепо, что даже через 20 лет непонятно, как и кто вообще допустил создание этого фильма. Джон Кьюсак в роли разорившегося кукловода? Портал, который ведёт в сознание известного актёра Джона Малковича? Многолетняя история о людях, которые меняют тела, и о сексуальном пробуждении? Десятилетие Джонз тренировался на сумасшедших музыкальных клипах, чтобы превратить сюрреалистичные идеи Кауфмана в потрясающую чёрную комедию о славе, желании и клаустрофобии на пути каждого человека к самореализации.
Удачи вам найти другой американский фильм столь же значимый, как «Волшебник страны Оз». Пионер техноколора, картина, открывшая миру звезду Джуди Гарленд, а также определивший всю культуру музыкальный шедевр, адаптация Л. Фрэнка Баума от режиссёра Виктора Флеминга изменила мир в 1939-м. Историю о девочке с фермы в Канзасе, которая мечтает о месте где-то за радугой — а не мечтаем ли мы все? — бесконечно пародировали, к ней делали оммажи, пересобирали, но всегда очень любовно и осторожно.
Оскароносный мультфильм Хаяо Миядзаки, бесспорно, — его самая продуманная и захватывающая фэнтези-история. Она служит сборником всего, что представляет собой японская культура и анимация. Миядзаки использует символистскую изобразительность, чтобы показать худшие аспекты японского общества XXI века. В то же время он выражает любовь и уважение окружающей среде. Пути Тихиро к самопознанию в этой предостерегающей сказке отражают желание режиссёра помочь Японии вернуться к старым ценностям и вдохнуть оптимизм в юных зрителей.
«Седьмая печать» Ингмара Бергмана остаётся вечным источником вдохновения для кинематографистов и зрителей, а также поворотной точкой во всей истории кино. Макс фон Сюдов играет культовую роль рыцаря Антониуса Блока, затевающего со Смертью партию в шахматы, которая вскоре принимает поистине библейские и экзистенциальные масштабы.
Бергман сочинил сценарий, основанный на его собственной пьесе «Роспись по дереву», находясь в госпитале, и это очень хорошо объясняет его фиксацию на идее смертности, проходящей через всю его фильмографию. Но ни в одном другом фильме он не выражал настолько удачно своё фаталистическое мировоззрение, как в этой истории о чумной Европе.