Каждый год десятки отличных фильмов проходят мимо отечественного проката — российские зрители вынуждены искать их в Сети или смиренно ждать релиза в онлайн-кинотеатрах. 2020-й не стал исключением — в этом году любители кинотеатров упустили отличные новинки мирового проката. Мы выбрали из этого длинного списка 10 лучших фильмов года, которые так и не вышли в РФ.
Возможно, главная романтическая комедия этого года прошла мимо отечественного проката и вышла сразу в онлайн-кинотеатрах. В курортном калифорнийском городке Палм-Спрингс проходит свадьба — в конце дня парень одной из подруг невесты по имени Найлз заходит в появившуюся из-за землетрясения пещеру и внезапно попадает во временную петлю. Теперь он вынужден проживать один и тот же день: просыпаться с изменяющей ему девушкой и ждать конца церемонии или на худой конец можно просто убить себя. В один из таких дней сурка по вине Найлза в пещеру заходит старшая сестра невесты, которая вообще не хотела приезжать на свадьбу. Вместе герои должны понять происхождение временной петли и постараться выбраться из нее. Своим успехом «Зависнуть в Палм-Спрингс» обязан одному из самых популярных приемов научной фантастики — временной петле, которую в последние годы используют чаще, чем обычно, причем не только в кино, но и в видеоиграх. Как оказалось, эту формулу еще рано списывать со счетов — в талантливых руках она расцветает.
После успеха «Паразитов» российские прокатчики обратились к фильмографиям известных режиссеров Южной Кореи — в начале года на больших экранах можно было пересмотреть такие шедевры, как «Олдбой» и «Воспоминания об убийстве». Немного обидно, что никто не обратил внимания на других представителей их национального кинематографа — например, на дебютный фильм Ким Бо-ра «Колибри», который был отмечен на Берлинском кинофестивале прошлого года и с восторгом принят прессой, когда вышел в США в этом году. На дворе 1994 год, 14-летняя героиня ссорится со старшим братом, обижается на родителей, долгожданную поддержку находит в лице новой учительницы, а еще долго гуляет по стремительно меняющемуся Сеулу. Это полуавтобиографическая для постановщицы история взросления, которая рифмуется с одной из главных трагедий в истории города — с обрушением моста Сонсу, во время которого погибло 32 человека.
В декабрьских итоговых списках лучшего за год можно встретить «Первую корову» — прошедший мимо отечественного проката (и онлайн-кинотеатров) неовестерн от одной из главных инди-постановщиц США Келли Райхардт. Вместо геройства и напряженных дуэлей обычных вестернов Райхардт, которая уже выворачивала наизнанку жанр в медитативном «Обходе Мика», предлагает зрителю минималистичную историю о маленьких людях, таких обычных неудачниках: приехавшие за лучшей жизнью в Америку мигранты по ночам доят единственную в округе корову, а днем пекут на молоке пончики. Такая вот меланхоличная история, которая оборачивается критикой американской мечты и капитализма.
В этом году в прокате можно было застать «Откуда ты родом?» — музыкальную драму про подающего надежды рэпера, который в самый неподходящий момент страдает из-за аутоиммунного заболевания и кризиса самоидентичности. «Звук металла» — это такой фильм-побратим: тоже история про музыканта, страдающего из-за проблем со здоровьем, с талантливым Ризом Ахмедом в главной роли. В этот раз он играет барабанщика, который начинает терять слух и пытается примириться с тем, что оставшуюся жизнь он проведет в тишине. Звучит чересчур мелодраматично, но «Звук металла» оказался очень чувственным портретом человека, который медленно, но верно принимает себя.
Прошлой осенью, несмотря на неудобную тематику, до отечественного зрителя добрался один из лучших фильмов года — «Портрет девушки в огне», нежная история о невозможной любви. В этом году на крупнейших кинофестивалях были показаны сразу две близких по духу исторические картины о запретном романе двух женщин: «Мир грядущий» — про Америку 1850-х; «Аммонит» – про Великобританию 1840-х. Последний — история об известной женщине-палеонтологе, которая влюбляется в одинокую жену своего коллеги. Учитывая звездный актерский состав (Сирша Ронан и Кейт Уинслет в главных ролях) и амбициозные цели создателей прогреметь в сезоне наград, странно, что фильм так и не купили для отечественного проката. Может, номинации на премию «Оскар» заставят прокатчиков задуматься?
Когда-то Джек Лондон был одним из самых издаваемых зарубежных авторов в СССР — можно предположить, что и сейчас к литературному наследию американца в нашей стране относятся с особым трепетом. Оттого непонятно, почему в отечественный прокат не купили «Мартина Идена», экранизацию одноименного романа Лондона, которая покорила прессу на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Несмотря на то что действие перенесено в Неаполь 1960-х, картина сохраняет знакомую читателям фабулу романа: нищий моряк, влюбленный в девушку не своего статуса, занимается самообразованием, становится известным в стране писателем, но в конце концов разочаровывается в своей долгой погоне за мечтой. Один из лучших и самых красивых фильмов этого года, который хотелось бы увидеть на большом экране.
Грузинские фильмы нередко становятся участниками крупнейших кинофестивалей мира, но в прошлом году очередная национальная картина покорила зрителей всего мира, так и не добравшись до отечественного проката. «А потом мы танцевали» — история соперничества, дружбы и любви двух танцоров Национального грузинского ансамбля — это не очередная гей-драма о принятии своей сексуальности, а взвешенное размышление о традиционных ценностях в современном мире и устаревшей гегемонной маскулинности в грузинском обществе, отвергающем гомосексуальность.
В последние годы российские кинематографисты все чаще обращаются к отечественной истории — причем не всегда ради съемок байопиков или исторических драм. Например, вышедший сразу в онлайн-кинотеатрах «Спутник» скрещивает предперестроечные настроения, космическую гонку второй половины XX века и хоррор в лучших традициях «Чужого». Фильм посвящен первому контакту советских космонавтов и новой формы жизни — советский народ чествует вернувшихся на космическом аппарате героев, не зная, что один из них погиб при странных обстоятельствах. Другой как-то выжил, но теперь он в симбиотической связи с пришельцем, который выходит из него по ночам. В фильме слишком заметно влияние культовой зарубежной научной фантастики, но это не умаляет его заслуг: «Спутник» — возможно, один из лучших и самых смелых хорроров в истории отечественного кино.
Баскетбол вновь стал самым кинематографичным видом спорта в этом году — вспомните хотя бы «Неограненные алмазы» и «Последний танец». Этот список должен пополнить еще один фильм — «Вне игры» с народным любимцем, до недавних пор вечно грустным Беном Аффлеком, для которого эта роль стала терапевтической. Он играет некогда спившегося из-за семейных проблем мужчину, которого приглашают поднять с колен бездарную школьную команду по баскетболу. Как и большинство спортивных драм, «Вне игры» — чересчур предсказуемое и до противного воодушевляющее кино, но благодаря Аффлеку, страдающему из-за тех же проблем с алкоголем, грань между вымышленным и реальным размывается. Тогда появляется редкое в наше время искреннее сострадание к герою.
Если кто-то и сможет занести себе этот противоречивый год в актив, так это комик Пит Дэвидсон: на Netflix вышел его спешл («Пит Дэвидсон: Я жив-здоров, привет из Нью-Йорка!»), а еще состоялся релиз двух комедий, в которых он выступил главной звездой: полуавтобиографический «Король Стейтен-Айленда» и «Взрослеть на полную». Последний фильм — трогательная история дружбы давно вылетевшего из колледжа Зика (как раз Дэвидсон) и 16-летнего младшего брата его бывшей девушки, которого зовут Мо. Родители делают все, чтобы их сын перестал общаться со скурившимся неудачником, но для Мо Зик — это кладезь жизненных советов, а главное — друг и наставник, который поможет ему скорее повзрослеть. Получилось честно и смешно — такой двойной портрет взросления.