Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 лучших фильмов 90-х годов по версии американских кинокритиков

Рассказываем о десятке самых примечательных картин десятилетия по версии престижного киножурнала: от ранних работ Тодда Хейнса до культовой драмы Стэнли Кубрика. Весь топ, в нем 100 фильмов, можно прочитать на сайте IndieWire.

Добавить в закладки
10 лучших фильмов 90-х годов по версии американских кинокритиков

10-е место

Джулианна Мур в роли Кэрол Уайт на кадре из фильма «Спасение»

Джулианна Мур в роли Кэрол Уайт на кадре из фильма «Спасение»

Почти за 20 лет до «Кэрол» Тодд Хейнс снял еще один фильм о девушке по имени Кэрол — простой домохозяйке из Калифорнии 80-х. Она живет маленькой незаметной жизнью, пока вдруг не обнаруживает у себя странную болезнь. То ли аллергия, то ли что-то более сложное и неизведанное. Фильм и сам не объясняет источник недуга Кэрол, он ему и не важен: это в первую очередь метафора удушающего быта героини — который в третьем акте превратится в подлинный кошмар.

9-е место

Марджори Йэтс на кадре из фильма «Конец долгого дня»

Марджори Йэтс на кадре из фильма «Конец долгого дня»

Автобиографическая драма о послевоенном Ливерпуле глазами режиссера Теренса Дэвиса — сбивчивая, не придерживающегося строгого нарратива, но очень эмоциональная история о семье, одиночестве и бесконечном поиске любви. Это холодное, эстетское кино-ощущение, оно движется свободно и изящно играется с повествовательными нормами. И только таким, пожалуй, может быть настоящее кино о памяти — она ведь тоже по-своему хаотична и непоследовательна.

8-е место

Кейт Уинслет в роли Розы Дьюитт Бьюкейтер на кадре из фильма «Титаник»

Кейт Уинслет в роли Розы Дьюитт Бьюкейтер на кадре из фильма «Титаник»

О шедевре Джеймса Кэмерона лучше всего говорят его сумасшедшие рейтинги: кассовые, зрительские, академические, какие угодно. Это один из тех редких фильмов, которые пробили вообще все классовые барьеры и почти сразу после выхода навсегда отпечатались в истории кино. Это Кэмерон в его лучшем проявлении: эпически масштабная и при этом бесконечно чувственная история (по сути, «Ромео и Джульетта» верхом на межатлантическом лайнере), грандиозный визуальный аттракцион — и тонко написанная трагедия о двух влюбленных людях. Это клише, но в «Титанике» каждый действительно может найти что-то свое. И находит — вот уже 25 лет кряду.

7-е место

Кадр из фильма «После жизни»

Кадр из фильма «После жизни»

Где-то в лимбе, между мирами живых и мертвых, погибшие души дают интервью и рассказывают о своей жизни. Они должны отрефлексировать прошлое и выбрать единственное воспоминание, которое они могут взять с собой на тот свет. Проблема в том, что не все в принципе помнят события из жизни. Другие же предпочли бы их не вспоминать. Хирокадзу Корээда уже в XXI веке зарекомендовал себя, пожалуй, лучшим автором историй о семьях приобретенных и биологических. В конце XX века он лишь нащупывал свой стиль — но уже удивлял проникновенностью и чуткостью, с которыми он относится к своим героям.

6-е место

Роберт Де Ниро в роли Джимми Конвея на кадре из фильма «Славные парни»

Роберт Де Ниро в роли Джимми Конвея на кадре из фильма «Славные парни»

С конца 70-х главным фильмом мирового кинематографа о гангстерах был «Крестный отец». И если кто-то и мог его скинуть с этого пьедестала, то это «Славные парни» — одна из лучших картин в и без того потрясающей фильмографии Мартина Скорсезе. Герой Рея Лиотты стал идеальным воплощением не только отвязного героя-бандита, ставшего на путь преступлений не из-за семейного долга, а просто потому, что всегда хотел. Но и в принципе отражением человека пресыщенных гедонистических 90-х.

5-е место

Кадр из фильма «Баскетбольные мечты»

Кадр из фильма «Баскетбольные мечты»

В России об этом фильме знают немного, но он стал одним из ключевых в развитии популярной документалистики в Голливуде. «Баскетбольные мечты» рассказывают историю двух подростков-афроамериканцев, которые преследуют мечту попасть в НБА, главную баскетбольную лигу мира. Через интимные портреты героев режиссер Стив Джеймс вскрывает глобальные социальные проблемы общества: недостатки в системе образования, плохие рабочие условия и так далее. Из маленькой истории вырастает объемный портрет эпохи.

4-е место

Дени Лаван на кадре из фильма «Хороша работа»

Дени Лаван на кадре из фильма «Хороша работа»

Культовая картина Клер Дени о жизни французского армейского легиона. Сновидческий, вольно построенный и очень тактильный фильм: тут нет острого сюжета — его заменяет витальное изображение будней героев. Палящее солнце, нагие тела в прозрачной воде, кровь и пот. Это энигматичное кино о колониализме, маскулинности и отношениях человека с природой. И в то же время ни о чем из этого.

3-е место

Лиам Нисон в роли Оскара Шиндлера на кадре из фильма «Список Шиндлера»

Лиам Нисон в роли Оскара Шиндлера на кадре из фильма «Список Шиндлера»

Еще один фильм списка, который вовсе не нуждается в представлении. В том же году, в котором Спилберг сделал «Парк Юрского периода» и навсегда изменил блокбастеры своим подходом к визуальным эффектам, он умудрился сделать кино еще и полностью противоположное. То, где прошлое ужасает зрителя не окровавленными клыками Ти-рекса, а холодной циничностью фашистского режима. «Список Шиндлера» был и остается одним из самых мощных фильмов о холокосте: ладно собранной (как и всегда у Спилберга), потрясающе снятой, жуткой, эмоциональной, но никогда не чрезмерной драмой о человеке, который пытался сделать хоть что-то хорошее посреди кромешного ада. И этого все равно было недостаточно.

2-е место

Хоссейн Сабзиан на кадре из фильма «Крупный план»

Хоссейн Сабзиан на кадре из фильма «Крупный план»

Драма иранского классика Аббаса Киаростами о кинолюбителе, который притворился известным режиссером и проник в богатый дом якобы ради съемок — но вместо Каннского фестиваля попал на скамью подсудимых. В «Крупном плане» Киаростами мешает документальную и игровую форму. Его герой — настоящий человек, который рассказывает режиссеру очевидную ложь. Но вместо того, чтобы пытаться поправить персонажа, Киаростами строит из его обмана куда большую правду, чем когда-либо мог классическими средствами документалистики. Фильм о странном авантюристе превращается в глубокое размышление о месте кино в иранской культуре и одно из ярчайших примеров докуфикшена — жанра неуловимого и мало кому дающегося.

1-е место

Николь Кидман в роли Элис Хэрфорд  на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

Николь Кидман в роли Элис Хэрфорд  на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

На момент выхода в 1999 году последняя картина Стэнли Кубрика не снискала особого успеха — но для режиссера (тогда уже, к сожалению, скончавшегося) это было не впервой. Зато сегодня «С широко закрытыми глазами» воспринимается идеальным фильмом своей эпохи, не зря и вышла картина на закате века. Обросший тайнами, мистический, непонятый и переоткрытый вновь, этот фильм гениально концентрирует в себе саму суть сытых американских 90-х. И вместе с этим своеобразно предупреждает мир о скрытом от глаз и очень жутком будущем. Впереди нулевые — а с ними и одно потрясение за другим. Кубрик этого уже не увидит. Но, кажется, он что-то знал.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?