Продолжаем подводить итоги 2010-х — в этот раз вспоминаем 10 режиссеров, которые громко заявили о себе дебютными фильмами.
О молодом режиссере из мастерской Александра Сокурова заговорили сразу — Кантемир Балагов представил свою «Тесноту» в Каннах и покорил прессу, выставившую фильму один из самых высоких средних баллов фестиваля. Это один из первых фильмов отечественного тренда «молодой режиссер переосмысляет 1990-е» и исследование тесноты как состояния, которое мешает жить внутри семьи, города и региона, разрываемого Чеченской войной.
Картина, начинающаяся с наивного текстового вступления «Меня зовут Кантемир Балагов. Я кабардинец и в этом городе родился…», на деле оказалась одним из главных отечественных фильмов десятилетия, а сам Балагов — талантливым режиссером, мастерски владеющим ремеслом. Вышедшая в этом году «Дылда» доказала, что «Теснота» — это не просто удачный первый фильм, а закономерный успех режиссера, который только начинает свою блестящую карьеру.
Грета Гервиг никогда не была просто актрисой или, как ее любят называть, «музой Ноа Баумбака». После дебюта в большом кино в 2006 году она часто помогала режиссерам дорабатывать сценарий, а в 2008 году стала сорежиссером Джо Сванберга в фильме «Ночи и выходные». После продолжительного сотрудничества с Баумбаком Гервиг дебютировала в режиссуре соло подростковой комедией «Леди Берд», которая сделала ее «следующей большой американской постановщицей».
Пять номинаций на премию «Оскар» (в том числе за режиссуру — Гервиг стала всего лишь пятой номинированной женщиной в истории), включение в списки лучших фильмов десятилетия и гордый статус «фильма, который переосмыслил школьные комедии и эпоху после атак 11 сентября». Совсем скоро у Гервиг выйдет второй фильм — экранизация классического романа «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, которая, судя по первым отзывам, смогла превзойти дебют.
Комик Джордан Пил с трудом наскреб 4 миллиона долларов на фильм «Прочь», который, к удивлению многих, стал сенсацией кинофестиваля «Сандэнс», в несколько десятков раз окупил свой бюджет и получил множество номинаций на престижные награды, а сам Пил был отмечен «Оскаром» за лучший оригинальный сценарий. Прошло несколько лет, Пил поставил второй фильм — хоррор «Мы», но не произошло того, о чем все говорили: триллер «Прочь» не забыт и удачно проходит проверку временем, попадая в списки главных фильмов десятилетия.
«Ари, с тобой все в порядке?» — шутливо спрашивали зрители после просмотра «Солнцестояния», второго фильма американского режиссера Ари Астера. Впрочем, этот же вопрос выглядел уместно после премьеры «Реинкарнации» — его дебюта, мгновенно ставшего новой хоррор-классикой и тем фильмом, который легкими движениями делит аудиторию пополам: одни в восторге, другие в странном недовольстве, выраженном пародийным цоканьем. Такая реакция пошла на пользу фильму, который в итоге стал самой кассовой картиной в истории A24.
В отличие от других режиссеров подборки, Дэн Гилрой пока не оправдывает ожиданий, возложенных на него после дебютного фильма. Впрочем, нужно учитывать, что «Стрингер» — это практически идеальный первый фильм, о котором можно только мечтать. Превзойти такое кино или хотя бы снять что-то на его уровне — задача не из легких. История Луи Блума, одержимого съемками происшествий настолько, что он готов нарушить статус безмолвного наблюдателя, фиксирующего их на пленку, нашла ключ к сердцу зрителей и прессы. Однако фильм преступно недооценили во время сезона наград и, например, проигнорировали одну из лучших ролей Джейка Джилленхола в карьере.
К своему дебютному фильму австралийская актриса Дженнифер Кент шла долгих девять лет — в 2005 году она представила короткометражку «Монстр», из которой только в 2014-м вышел «Бабадук». Под маской одного из главных хорроров десятилетия скрывается психологический триллер о воспитании — источник ужаса в фильме метафоричен, он скрыт в отношениях героини с сыном и не подается зрителю в разжеванном виде. Видимо, это и стало причиной того, что фильм зрители приняли неоднозначно. Впрочем, прохладный прием нисколько не умаляет заслуг Дженнифер Кент и ее «Бабадука», достойного места в лучших дебютах десятилетия.
В 2015 году американский режиссер Роберт Эггерс представил на кинофестивале «Сандэнс» свой дебютный фильм, ставший новой хоррор-классикой. «Ведьма», история о Новой Англии XVII века, теперь стабильно входит в списки лучших фильмов ужасов десятилетия/XXI века/истории, а также считается образцовым примером жанра elevated хоррор.
Четыре года ожиданий подарили фанатам режиссера новый предмет обожаний — вдохновленный прозой Германа Мелвилла хоррор «Маяк» о смотрителе маяка и его протеже (их сыграли Дефо и Паттинсон). Эггерс, как и большинство режиссеров из подборки, успешно прошел проверку вторым фильмом и оправдал возложенные на него ожидания. Дальше — больше, режиссер уже готовится снимать фильм про викингов X века.
Алекс Гарленд — редкий пример человека, который, кажется, талантлив во всем. Карьеру британец начал в литературе, выпустив в 1996 году роман-антиутопию «Пляж», который впоследствии экранизировали с Леонардо Ди Каприо в главной роли. После этого Гарленд совмещал карьеру писателя, киносценариста и сценариста видеоигр. В 2015 году он наконец дебютировал в большом кино фильмом «Из машины» — малобюджетной картиной, которая была отмечена «Оскаром» за лучшие спецэффекты и принесла Гарленду номинацию на лучший оригинальный сценарий. После этого Гарленд снял «Аннигиляцию» — скандальное кино, которое посчитали слишком умным для проката и отправили прямиком на Netflix.
Райан Куглер — один из главных афроамериканских режиссеров поколения, которого за успех «Черной пантеры» даже включили в список претендентов на звание человека года от журнала Times. Невероятный успех для человека, который начал карьеру малобюджетной драмой о полицейском произволе в США. «Станция “Фрутвейл”» — кино манипулятивное и чересчур эмоциональное, но актуальное и действительно талантливое. К тому же оно зажгло сразу две звезды: не только Куглера, но и Майкла Б. Джордана, который продолжил работать с режиссером в следующих фильмах.
Режиссерский дебют актера Джоэля Эдгертона оказался небольшой сенсацией — параноидальный «Подарок» стал чуть ли не первым триллером о мести за прошлое, который смог вплотную подобраться к «Скрытому» Ханеке. В жизни молодоженов Робин и Саймона появляется неуклюжий и неуверенный в себе Гордо — одноклассник Саймона, который подозрительно часто идет на контакт с семьей. Когда Гордо прямо просят отстать, он робко уходит в сторону, но у Робин начинается паранойя — ей кажется, что она не одна дома. Саймон в это время идет по головам коллег, чтобы получить повышение, и не подозревает, что Гордо вовсю готовит план мести за школьное прошлое.