Аккурат к Хэллоуину журнал Rolling Stone составил внушительный топ 30 самых страшных сериалов в истории ТВ. С полным списком можно ознакомиться на сайте издания — мы приводим топ из первых десяти позиций с переводом.
10 место: Ходячие мертвецы
«В своем первоначальном виде, как комикс о зомби, созданный писателем Робертом Киркманом и художниками Тони Мура и Чарли Адларда, “Ходячие мертвецы” были маленькой серией, однако независимая черно-белая история медленно, но верно затмила по популярности все, кроме больших цветных комиксов про супергероев. В формате сериала такой успех “Ходячих мертвецов” был маловероятен. Он начался благодаря режиссеру “Побега из Шоушенка” Фрэнку Дарабонту в виде хоррор-удара по высоко оцененной драме “Безумцы”, с которой сериал делил вечерний слот канала AMC. Несколько шоураннеров и десятки миллионов просмотров спустя он продолжает показывать бесчеловечность людей с тем же удовольствием, как и атаки мертвецов».
9 место: Американская история ужасов
«Сериал FX от Райана Мерфи показал многие ценные тропы, которые может продемонстрировать жанр хоррор: клоуны-убийцы, демонические монахини, отели с привидениями. Но каждому празднику нужны свои зазывалы, поэтому Мерфи приглашал в сериал убийственных актрис — от Кэти Бейтс до Эммы Робертс, от Гленн Клоуз до Леди Гаги. В эпоху, когда жанр построен на минимализме приема “найденной пленки”, подход “Американской истории ужасов” выглядит как возврат к классическим временам “Гран-Гиньоля”. Это хоррор эпохи анимированных GIF».
8 место: Черное зеркало
«Если придется подытожить всемирно известный сериал-антологию британского сатирика Чарли Брукера, то “Сумеречная зона: The App” будет хорошим описанием. Как и в шоу Рода Серлинга, в эпизодах этого британского “Черного зеркала”, напичканного звездами, элементы ужасов и научной фантастики используют в качестве объектива для современных переживаний — с акцентом на технологии и их потенциал. Его лучшие выпуски показывают, что эпоха селфи и социальных сетей просто дала нам новые инструменты для того, чтобы продолжить вредить друг другу».
7 место: Настоящий детектив
«Забудьте на мгновение о втором и третьем сезонах антологии HBO; вместо этого сконцентрируйтесь на Каркозе, Желтом Короле и том факте, что сценарист Ник Пиццолатто и режиссер Кэри Фукунага показали смесь творчества Лавкрафта и параноидально-шизофренического. Первый сезон этой криминальной драмы с Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсоном черпал силу из оккультной и сюрреалистической атмосферы и страшной истории о серийных убийцах в глуши, поддерживаемых мощной политической машиной. В конце концов в этом не было ничего сверхъестественного — но кого это волнует? Путешествие было действительно кошмарным».
6 место: Баффи — истребительница вампиров
«Старшая школа — это и так ад на земле! Гениальность сериала Джосса Уэдона в том, что он взял метафору подросткового страха, наделил ее клыками и вручил своей героине деревянный кол. Баффи Саммерс и ее Скуби-банда столкнулись лицом к лицу с огромной угрозой извне, но, как и в «Твин Пиксе» до этого, Баффи поняла, что огромный ужас заложен в человеческом опыте; смерть матери Баффи – одна из самых страшных сцен, которые показывали по телевидению. Тем не менее в истории ТВ не так много таких же кошмарных моментов, как монстры из эпизода Hush, которые крадут голоса и сердца людей».
5 место: Нулевой канал
«Сценарист “Ганнибала” Ник Антоска показал ужасное зрелище не один раз, а четырежды. Каждый из сезонов основан на крипипасте — онлайн-страшилках, которые постоянно появляются в Интернете. В сериале были главные ужасы — ребенок с зубами из первого сезона и Рутгер Хауэр из третьего сезона. Но именно коллективная сила всего квартета, которая, похоже, становится все более интуитивно кошмарной с каждым эпизодом, и делает недооцененный сериал великим».
4 место: Секретные материалы
«“Истина где-то там” — истина в том, что популярный научно-фантастический триллер Криса Картера тоже был ТВ-хоррором. В промежутках между “мифологическими” эпизодами, которые рассказывали о путешествии агентов ФБР Малдера и Скалли по правительственным лабиринтам и об инопланетных махинациях, “Секретные материалы” часто останавливались, чтобы напугать зрителей. От арктической изоляции своего выдающегося эпизода “Лед” до все еще противоречивого “Дома”, вдохновленного “Техасской резней бензопилой”, лучшие, жуткие, ползущие под кожу эпизоды сериала не потеряли своей способности вызывать у зрителя тревогу. И недавний перезапуск напомнил фанатам, почему им так хотелось в это верить».
3 место: Ганнибал
«Как, черт возьми, такое визуально дерзкое, извращенно-повествовательное и ошеломляющее шоу, как «Ганнибал» оказалось на канале NBC? До бесцеремонной и грустной отмены после третьего сезона адаптация Брайана Фуллера серии романов о серийных убийцах Томаса Харриса — про людоеда-психиатра Ганнибала Лектера и его противника/друга, агента ФБР Уилла Грэма — была настоящей мечтой любителей ужасов. Сериал рассматривал убийство как перформанс, отрывая плоть человеческого тела чувственными, захватывающими, медленными движениями, чтобы обнажить сердце тьмы внутри. Во время этого остальные сериалы выглядели как студенческие фильмы».
2 место: Сумеречная зона
«Пока большинство телеканалов обещали чуть больше, чем просто развлекательный переход между рекламными роликами, было одно шоу, которое представляло собой путешествие в другое измерение. Антология Рода Серлинга была основана на противостоянии лучших писателей ужасов и фантастов, которые создавали бесконечный поток отдельных эпизодов, одновременно пугающих и заставляющих задуматься. За четыре десятилетия до Новой золотой эпохи ТВ “Сумеречная зона” уже делала высокое искусство из низкой культуры. Перезапуск 2019 года под руководством современного мастера ужасов Джордана Пила (“Прочь”, “Мы”) доказывает, что сериал все еще в хороших руках».
1 место: Твин Пикс
«”Кто убил Лору Палмер?” — это был главный вопрос шедевра Дэвида Линча и Марка Фроста об убийстве в маленьком городке, но ответ никогда не должен был стать простым расследованием. Смерть Лоры, как и ее жизнь, скрыла океан зла — особенно группы сверхъестественных существ, произошедших из места под названием “Черный Вигвам”. Они превратились в Боба, демона с серыми волосами в джинсовке, — то, как он медленно подбирался к камере в комнате, возможно, одна из самых страшных сцен в истории ТВ. После этого появилось продолжение 2017 года — “Твин Пикс: Возвращение”, которое познакомило нас с покрытым пеплом Вудсманом, его вечным вопросом “огонька не найдется?” и связало хоррор с историей. Несмотря на сюрреализм, шоу никогда не упускало из виду человеческие страдания в сердце зараженной безумием Америки. Это то, что продолжает делать “Твин Пикс” самым страшным сериалом всех времен».