Безусловно, имя того или иного режиссёра может стать гарантом качества (или отсутствия оного): мы скорее будем ждать чего-то хорошего от нового фильма Квентина Тарантино, чем от, скажем, Дэвида Йейтса. Но даже лучшие, как известно, совершают ошибки — мы решили вспомнить 10 случаев, когда заслуженные легенды кино снимали невнятные, невыразительные или попросту плохие фильмы.
Середина 2000-х была сложным временем для братьев Коэн — сначала они выпустили хорошего, но не замеченного массами «Человека, которого не было» (что, учитывая название и тему, очень иронично), затем — совершенно посредственную «Невыносимую жестокость», и, наконец, в 2004-м братья достигли личного творческого дна. Их «Игры джентльменов», ремейк классической британской комедии «Убийцы леди» 1955-го, — ужасающе несобранный слэпстик, напоминающий скорее дурацкие комедии братьев Уайанс (один из которых, Марлон, здесь и играет), чем работы маститых сценаристов. Это фильм плох настолько, что в нём раздражает даже Том Хэнкс — а я не знаю, что надо сделать, чтобы вас начал раздражать Том Хэнкс.
Фильм разгромили в пух и прах, и братья Коэн, видимо, плотно задумались о том, что они делают со своей жизнью, — потому что следующим их фильмом стал «Старикам тут не место». Четыре «Оскара», звание современной классики и одного из лучших неовестернов в истории — про «Игры джентльменов» все как-то благополучно забыли. И слава богу.
Сейчас Стивен Спилберг, кажется, уже физически не может снять однозначно плохое кино — и всё же даже у него на заре карьеры были промахи. Точнее, один промах — абсурдная комедия «1941» с Дэном Эйкройдом и Джоном Белуши в главных ролях о том, как японская подлодка вознамерилась уничтожить Голливуд. Фильм с впечатляющими по тем годам спецэффектами ругали за то, что Спилберг банально не смог собрать кино воедино: получилась очень сомнительная каша из идей и гэгов, которые могли быть смешными и изобретательными при более мастерском исполнении. Больше в откровенную комедию Спилберг соваться не рисковал.
«1941», к слову, стал провалом не только для Стивена, но и для его соратника Роберта Земекиса, написавшего к фильму сценарий. Роберт, чьи прошлые два проекта также провалились, даже подумывал после «1941» уходить из кино. Но затем не без помощи друга смог осуществить давнюю мечту и снять «Назад в будущее».
Одно из самых странных творческих решений в новейшей истории кино — после грандиозного «Дракулы» Фрэнсис Форд Коппола, мастер гангстерских драм и один из главных режиссёров «Нового Голливуда», зачем-то снял вот это. Карамельную комедию о мальчике, который растёт не по дням, а по часам, и в свои десять лет выглядит как взрослый Робин Уильямс. Кино безобидное, да, но и совершенно беспомощное — место ему скорее на телеканале Disney+, чем в фильмографии одного из главных постановщиков в мире. К тому же Коппола от неудачи этой, кажется, так и не оправился и былых вершин после «Джека» уже не достигал.
Ещё один фильм, угробивший карьеру режиссёру-легенде. Джон Карпентер, конечно, и до этого не был идеальным ровным постановщиком, но ничего не выбивалось из его сильной фильмографии так сильно, как «Призраки Марса» — дешёвый боевик категории «B» о марсианских поселенцах Айс Кьюбе и Джейсоне Стэтхеме, которых атакует невиданное марсианское зло. Абсолютный кассовый провал надолго отвадил Карпентера от большого кино — со времён «Призраков Марса» он снял всего один фильм, «Палату» 2010 года. Которая, впрочем, немногим лучше.
Очень хороший независимый режиссёр Александр Пэйн в 2017-м должен был совершать свой великий прорыв в массовое кино — его «Короче» выглядел по всем параметрам беспроигрышным проектом. Любопытный концепт мира, в котором небогатые люди предпочитают уменьшать себя в размерах ради экономии, подкреплённый целой толпой актёров первого класса: Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц, Кристен Уиг, Удо Кир и прочие-прочие. Но вышло, к сожалению, кино, так и не определившееся со своей жанровой принадлежностью — «Короче» лихорадит в амплитуде от авантюрной комедии к мелодраме и серьёзному социальному высказыванию, но убедительно не получается нигде.
Дэвид Финчер — человек хитрый, и свой единственный провал он расположил в самом начале карьеры. Дэвиду доверили снять дебютом третью часть легендарной франшизы «Чужой», концепция которой мучительно и долго переписывалась уже много-много лет. Проблемы, впрочем, не закончились с приходом Финчера — продюсеры норовили влезть в съёмки и вторгались в творческое видение режиссёра, из-за чего тот бросил съёмки под конец производства, а сама картина вышла скомканной, хоть и очевидно очень амбициозной. Неудача «Чужого 3», в общем-то, не неудача лично Финчера, и потому этот промах ему особо никто и не вспоминает. Тем более что через три года он снимет «Семь»: за такое можно простить что угодно.
До своего большого голливудского прорыва с «Узником Азкабана» Альфонсо Куарон уже пробовал свои силы в американском кино — в 1998 году он экранизировал роман Чарльза Диккенса «Большие надежды». Правда, Куарон поместил действие в современность и сделал историю гораздо откровеннее, чем у литературного классика, а на главные роли позвал больших американских звёзд – Итана Хоука, Гвинет Пэлтроу и даже Роберта Де Ниро. Эксперимент, впрочем, не оправдался, фильм заслуженно разгромили, и Куарон уехал зализывать раны в Мексику, где снял свой прорывный «И твою маму тоже». Больше провалов пятикратный оскароносец Альфонсо себе не позволял.
Режиссёр классического «На гребне волны» и, пожалуй, лучших современных военных фильмов «Повелитель бури» и «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу на заре века неожиданно сняла манерный и абсолютно невзрачный детектив «Вес воды». Фильм, неудачно балансирующий между мрачным психологизмом и жанровыми клише, не спасли ни Шон Пенн, ни привычно уверенная режиссура Кэтрин. К счастью, уже через два года она сняла мастеровитую военную драму «К-19», а ещё через шесть получила свой «Оскар» за «Повелителя бури».
Стивен Содерберг может снять всё что угодно, но стилизованная драма «Хороший немец», снятая в духе послевоенного нуара, ему не удалась. Фильм с Джорджем Клуни, Кейт Бланшетт и Тоби Магуайром в главных ролях удерживает самый низкий рейтинг на Rotten Tomatoes среди всех работ плодовитого режиссёра. Как очень удачно выразился один из зарубежных рецензентов, «есть большая разница между оммажем и мимикрией. И Содерберг её пересёк».
После великой трилогии «Властелин колец» и удачного ремейка «Кинг-Конга» Питер Джексон решил вернуться к тихим, но визуально изобретательным драмам в духе «Небесных созданий», когда-то принёсших ему первую номинацию на «Оскар». Возвращение вышло неудачным: не зря сейчас «Милые кости» помнят исключительно из-за перформанса (без сомнения, великого) Стэнли Туччи, сыгравшего самого зловещего педофила в истории кино. В остальном «Милые кости» — кладбище нереализованных амбиций, как бы тонкая драма, почему-то ставящая визуал выше эмоций и рассказывающая историю совершенно без эмоциональной привязки к своим героям.