Современные режиссеры и сценаристы никогда не упустят возможности включить пару крепких слов в свои фильмы. Нецензурная лексика в кино уже давно используется в качестве мощного стилистического приема, способного придать любому диалогу больше живости, агрессии и бунтарства. Однако произнесение мата на экране — это тоже своего рода искусство, целиком и полностью зависящее от таланта актера.
Собрали десять знаменитостей, которые чаще других используют нецензурные выражения в кадре.
Американский актер Сэмюэль Л. Джексон может претендовать на звание главного матершинника в истории современного кинематографа. Во многом такой славе способствовали фильмы Квентина Тарантино, и больше всех остальных — «Криминальное чтиво». Именно «Криминальное чтиво» позволило актеру во всей красе показать все смысловое многообразие нецензурной лексики. Стоит также отметить его крылатую фразу из «Змеиного полета»: I have had it with these motherf*ckin' snakes on this motherf*ckin' plane! К счастью, сам Джексон очень спокойно относится к подобной славе — в ходе беседы с журналистами актер как-то признался, что motherfucker теперь его любимое слово.
Любой кто смотрел первый сезон «Настоящего детектива», хорошо знаком с изящной манерой Мэттью МакКонахи вставлять матерные слова как бы между строк. Из его уст нецензурная лексика может звучать не только как проявление агрессии, но и как выражение явной лояльности ко всему происходящему вокруг. Благодаря потрясающему акценту актера любая даже самая «грязная» фраза звучит как настоящая ковбойская поэзия. Как и Сэмюэль Л. Джексон, Мэттью МакКонахи испытывает особую слабость к слову motherfucker. Впрочем, shhhhhit в его арсенале занимает почетное второе место.
Американская комедиантка Мелисса МакКарти также продемонстрировала, что лучше всего проявляет себя в фильмах с рейтингом R, таких как «Любовь по-взрослому» и «Девичник в Вегасе». Яростные и необузданные персонажи у МакКарти получаются интереснее во многом благодаря ее уникальному таланту обогащать свою речь красноречивыми фразочками. Так, с помощью своей стремительной нецензурной импровизации в комедии «Копы в юбках» актриса смогла буквально за пару секунд ярко обрисовать характер своего персонажа, создав ему яркую хардкорную ауру на экране. В фильме «Это сорок» редкие, но безумно смешные перформансы с матерящейся МакКарти даже вставили в финальные титры.
Звезда культовой комедии «Один дома» Джо Пеши также является неотъемлемой частью любого рейтинга с матерящимися актерами. В фильме Криса Коламбуса актер исполнил роль грабителя по имени Гарри, который невольно становится жертвой маленького гения в исполнении Маколея Калкина. Большую часть своего хронометража персонаж Пеши несет отборную тарабарщину — рейтинг картины не позволял ему открытого мата, однако актер щедро импровизировал в словообразовании. Тон и ярость, с которыми он произносил слова, на самом деле говорили больше любого заложенного смысла. Стоит отметить, что роль в «Один дома» не единственная, где Пеши показал свои таланты к нецензурной лексике, однако точно самая запоминающаяся.
Один из самых шокирующих моментов в «Мастере» Пола Томаса Андерсона наступает, когда персонаж Ланкастера Додда невольно выпаливает Pig f*ck! Это редкий случай, когда Мастер демонстрирует полное отсутствие контроля над своим разумом и речью, и Филип Сеймур Хоффман разыгрывает его идеально. Актер не раз показывал яркие нецензурные перформансы и в других фильмах Андерсона. Так, в картине «Ночи в стиле буги» он то и дело эмоционально изрекает: I am f*cking idiot. В трагикомедии «Любовь, сбивающая с ног» Хоффман в тандеме с Адамом Сендлером, кажется, целую минуту перекрикивается по телефону, вспоминая самые колоритные ругательства на своей памяти. Эта сцена бесконечной злобы и бессильной ярости навсегда останется одной из лучших в актерской карьере исполнителя.
Вряд ли кто-то сможет затмить небрежный fuck, сказанный Сетом Рогеном в любом из его фильмов. Каким-то образом бранные слова стали неотъемлемой частью комедийного обаяния актера — та непринужденность, с которой он их произносит, делает любую сцену естественнее и во многом смешнее. В его работах юмор не часто исходит из смысла, еще реже — из контекста сказанных на экране слов. Комедийная составляющая почти всегда завязана на эмоциях, на том, как именно Роген произносит свои монологи. И в этом плане он настоящий мастер. Не верите? Посмотрите его импровизированные риффы с Полом Раддом и Стивом Кареллом.
Мы никогда бы не услышали потрясающий трехэтажный мат из уст Джона Гудмана, если бы не фильмы братьев Коэн. Именно этим режиссерам всегда удавалось раскрыть весь творческий потенциал актера, даже в, казалось бы, самых непримечательных ролях. Вершиной совместного творчества Коэнов и Гудмана можно по праву считать комедию «Большой Лебовски» (хотя «Внутри Льюина Дэвиса» тоже по-своему хорош). «Большой Лебовски» изначально полон самых разных ругательств, и Гудман в роли Уолтера Собчака всеми силами старается не отставать от заданного фильмом тона. Даже несмотря на то, что главная роль была у Бриджеса, именно фразы Гудмана со временем стали классикой: This is what happens when you fuck a stranger in the ass, Shut the f*ck up. Donny и многие другие.
Нечестивый язык никогда не был признаком класса. Это на своем примере доказал посвященный в рыцари Бен Кингсли, который никогда не упускает случая смачно выругаться на экране. Многие зрители помнят Кингсли по ролям в картинах «Ганди» и «Список Шиндлера», однако именно «Сексуальная тварь» Джонатана Глэйзера смогла открыть миру новые неожиданные грани британского актера. «Марвел» также сделала свое черное дело — «Железный человек 3» занял почетное место в списке самых «нецензурных» ролей Кингсли. Есть в этом какое-то постыдное удовольствие — наблюдать за тем, как уважаемый всеми актер превращается в отъявленного матершинника. И в этом Кингсли нет равных.
Американский актер Стив Бушеми один из тех, кто и в реальной жизни любит крепко выражаться. Возможно, именно по этой причине ему так часто достаются роли негодяев и отморозков. В одном из знаковых для актерской карьеры Бушеми фильмов, «Фарго», его герой Карл бесконечно матерится, он также не упускает возможности оскорбить своего сообщника, роль которого исполнил Петер Стромаре. Финальная сцена с участием Бушеми — одна из самых запоминающихся в картине. В ней Карл награждает буквально каждого почетным званием на букву f, выражая таким образом свое негодование по поводу неудачной операции.
Сатирический сериал «Вице-президент» мог бы стать идеальным образовательным пособием для всех, кто очень хочет научиться креативно материться. Создатели шоу не пожалели сил, чтобы выдумать миллион самых разнообразных способов использования знаменитого слова на букву f. Действие разворачивается вокруг амбициозной женщины-политика по имени Селина Мейер, роль которой исполнила Джулия Луи-Дрейфус. Селина — личность крайне экспрессивная, склонная к ярким словесным всплескам, как правило, нецензурным. Однако все потрясающие монологи, звучащие в стенах Белого дома, так бы и остались обычными монологами, если бы не природная харизма Луи-Дрейфус, чья игра полностью оправдала многочисленные номинации на премию «Эмми».