Период праздников — время уюта и комфорта, которое иногда хочется непременно разбавить адреналином. При всём многообразии ромкомов, фэнтези и хорроров рождественские триллеры встречаются не так часто. Вспоминаем и заново открываем для себя главных представителей неочевидного поджанра.
Проект Netflix вышел в декабре и уже успел получить звание новой «рождественской классики». В центре сюжета — охранник аэропорта Итан (Тэрон Эджертон), который накануне праздника вступает в опасную игру с загадочным пассажиром (Джейсон Бейтман). Противник угрожает Итану расправой (например, смертью беременной женщины), если тот не пропустит на борт самолёта его багаж. «Ручная кладь» умело жонглирует знакомыми жанровыми приёмами, увеличивает напряжение с геометрической прогрессией и напоминает о неоспоримом таланте экшен-постановщика Жауме Кольет-Серра. Тот прославился благодаря отточенным триллерам с Лиамом Нисоном («Неизвестный», «Воздушный маршал»), а последние годы провёл в голливудском заточении («Круиз по джунглям», провальный «Чёрный Адам»). Возвращение к форме однозначно удалось.
Рождество может быть ещё и невыносимо грустным, совсем как у киллеров Рэя и Кена (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), оказавшихся в бельгийском Брюгге после неудачно выполненного заказного убийства. Совсем скоро героев настигнет кара в виде босса (Рэйф Файнс), но пока — депрессия, слёзы и другие рождественские увеселения. Дебютный фильм ирландского режиссёра Мартина МакДоны соблюдает идеальный баланс трагедии и комедии, приводя к горькому финалу.
Последний фильм Стэнли Кубрика, положивший конец не только отношениям Тома Круза и Николь Кидман, но и всему XX веку. Счастливая семейная жизнь доктора Билла Хартфорда и его супруги Элис превращается в психосексуальный кошмар, где рождественский Нью-Йорк плавно перетекает в масонский бал-маскарад, подпольную оргию, а герои видят вещие сны. Антипраздничное кино заканчивается вполне оптимистично: иногда нужно всего лишь f*ck (цитируя легендарную фразу Николь Кидман) и поговорить.
Ещё до релиза «Орешка» рождественскую атмосферу создавали в «Смертельном оружии» Шейна Блэка. В центре сюжета двое полицейских и ветеранов Вьетнама (Мэл Гибсон и Дональд Гловер), расследующих самоубийство девушки. Кардинально разные персонажи, безрассудство против семейной жизни — и всё это на фоне сезонных увеселений и самого семейного праздника в году. «Оружие» дебютировало на экранах в марте 1987-го и побудило продюсера Джона Силвера инвестировать в «Орешка». Франшизу планируют воскресить в ближайшем будущем.
Криминальная одиссея Стивена Спилберга охватывает несколько десятилетий жизни Фрэнка Эбигнейла (Леонардо ДиКаприо) — харизматичного афериста, подделывающего как банковские чеки, так и собственные личности (от доктора до пилота). Ведёт поиски преступника агент ФБР Карл Хэнретти (Том Хэнкс). Рождество у Спилберга — недосягаемый Олимп, к которому Эбигнейл подсознательно бежит всю свою жизнь, но всё равно возвращается к одиночеству.
Частный детектив Марлоу (Роберт Монтгомери) раскрывает запутанное дело об исчезновении супруги издателя журнала. Для Монтгомери данный нуар стал режиссёрским дебютом; он одним из первых использовал в кино перспективу от первого лица — революционный аспект в кинематографе после появления звука. Усиливает впечатление и рождественский сеттинг, противоречащий мрачному и непредсказуемому расследованию Марлоу, персонажу книг Рэймонда Чандлера.
Джон МакКлейн (Брюс Уиллис) в представлении не нуждается: бравый детектив прилетает на праздники в Лос-Анджелес к семье и узнаёт, что его жену удерживают в заложниках в офисном здании. Виновник — террорист Ханс Грубер (Алан Рикман). Нестареющая классика Джона МакТирнана 1988 года с не менее легендарным сиквелом, чьё действие тоже разворачивается на Рождество, но на борту самолёта.
Не самый очевидный канадский триллер, держащий в напряжении до самого финала. В преддверии Рождества банковский служащий Майлз (Эллиот Гулд) решает обмануть грабителя в костюме Санта-Клауса и отдаёт ему лишь небольшую часть суммы из кассы. К несчастью Майлза, вор (Кристофер Пламмер) оказывается настоящим садистом-психопатом, начинающим преследовать героя даже с того света. Сценаристом ленты выступил Кёртис Хэнсон, чей другой известный фильм, «Секреты Лос-Анджелеса», тоже разворачивался в Рождественский сочельник.
Слабонервным просьба воздержаться от просмотра: «Месть» — один из самых жестоких и культовых французских фильмов «нулевых». Беременная фотожурналистка Сара (Элисон Паради) потеряла мужа в автокатастрофе. Женщина вынужденно проводит Рождество в одиночестве в собственном доме — пока её не начинает терроризировать незнакомка (Беатрис Даль), требующая от героини нерождённого ребёнка. За скромный хронометраж в час двадцать режиссёры Александр Бустильо и Жюльен Мори мастерски изображают невыносимость материнского опыта, в то время как безымянная антагонистка в исполнении Даль гарантированно травмирует даже самых подготовленных зрителей.
Отсидевший срок Руди (Бен Аффлек) выдаёт себя за своего погибшего сокамерника и заводит отношения с его девушкой Эшли (Шарлиз Терон). Вскоре герою предстоит ограбить казино вместе с бандой головорезов, но миссия сразу идёт не по плану. Криминальный триллер Джона Франкенхаймера («Ронин») напрямую связан с Рождеством (Руди мечтает о простой семейной жизни), имеет звёздный актёрский состав, умело комбинирует экшен с драмой и неустанно развлекает — чем не идеальный вариант на праздники?
Подростки Мия и Эйден оплакивают смерть матери. Отец-журналист предлагает им провести Рождественский сочельник с их молодой мачехой Грейс (Райли Кио) вдали от цивилизации. Женщина когда-то состояла в секте, члены которой совершили массовое самоубийство. Как и «Месть нерождённому», «Сторожка» граничит с хоррором, является жутким и антиувеселительным кошмаром наяву с непредсказуемой актёрской работой Кио и уверенной режиссурой австрийского дуэта Северина Фиалы и Вероники Франц («Спокойной ночи, мамочка», «Одержимая»).