Сегодня 67 лет исполняется Джеки Чану — детскому кумиру не одного поколения, создателю великих экшен-комедий и единственному кинематографисту, чьи неудачные дубли зрители смотрят с восторгом. В честь этого мы вспомнили главные фильмы Джеки и расставили их от наименее удачного к лучшему.
15 МЕСТО
Среди популярных в начале нулевых голливудских экшенов, в которых Джеки выступает сайдкиком, помощником главного героя, «Вокруг света за 80 дней» — однозначно худший. Это довольно безликая и глупая адаптация романа Жюля Верна, которая благодаря детским воспоминаниям о просмотре по ТВ кажется намного более удачной, чем она есть на самом деле. Ее главное достоинство — харизма Джеки и единственный достойный экшен-эпизод (прибытие героев в Китай), но для двухчасового роуд-муви по планете этого попросту недостаточно.
14 МЕСТО
После успеха «Часа пик» Голливуд понял, что Джеки Чана можно начать эксплуатировать — пока ещё не как самостоятельную звезду, но хотя бы как героя бадди-муви. «Шанхайский полдень» был снят по горячим следам: опять история о китайском страже порядка, попавшем в незнакомую Америку, опять ситуационная комедия о различиях между Востоком и (в данном случае Диким) Западом, опять Джеки в ассистенты дают контрастирующего комик-релифа, актёра, максимально далёкого от боевых искусств (здесь это уже не Крис Такер, а Оуэн Уилсон). Несмотря на очевидный повтор формулы, впрочем, кино вышло достойным — Джеки и Уилсон хорошо взаимодействуют на экране, а сеттинг американского фронтира позволяет создать необычные условия для экшен-сцен. Не зря создатели кичились тем, что это «первый кунг-фу вестерн».
13 МЕСТО
Джеки Чан пробует себя в жанре шпионского триллера. Сюжет «Кто я?» слегка напоминает «Идентификацию Борна» — тут тоже потерявший память спецагент пытается понять, кем является на самом деле и кто его подставил. Но только нарративные коллизии Джеки, понятно, интересуют не сильно: за внешней оболочкой триллера скрывается всё тот же знакомый кунг-фу боевик с находчивой сценографией и Роттердамом в качестве красивой декорации на фоне (Чан вообще любит помещать действие своих картин в старые европейские города). Даже если вы не видели само кино, вы с большой вероятностью знакомы с великой сценой, где Чан опасно скатывается по крыше двадцатиэтажного дома. Всё по-настоящему, естественно.
12 МЕСТО
Джеки Чану было всего 25 лет, когда он дебютировал в режиссуре фильмом «Бесстрашная гиена» — комедийном боевиком о безалаберном юноше, из-за чьего хвастовства о боевых навыках убивают его деда. Пускай раннее творчество Джеки Чана остается непопулярным среди отечественных фанатов актера, «Бесстрашная гиена» заслуживает места в рейтинге за несколько выдающихся по хореографии боев с палочками для еды (впоследствии их спародируют в «Кунг-фу панде»), а также комедийных сцен с использованием «эмоционального кунг-фу» — уникального стиля выражения эмоций во время боя для нахождения слабостей соперника.
11 МЕСТО
До того как стать известным актёром и режиссёром (а также певцом, но об этом как- нибудь в другой раз), Джеки долго работал каскадёром и появлялся на маленьких третьестепенных ролях — однажды даже получил в лицо от Брюса Ли на съёмках. Прорыв у Чана случился в 1978 году — спасибо «Змее в тени орла» и «Пьяному мастеру», двум фильмам режиссёра Юэнь Ву-Пина (между прочим, координатора трюков «Матрицы» и «Убить Билла»). Первая сейчас воспринимается как некое упражнение перед более популярным «Мастером» — тем более что здесь очень похожий сюжет про парня, который становится учеником сурового кунг-фу воина (причём его играет тот же Юань Сяотань, и выглядит в обеих картинах он идентично) и осваивает новый неординарный стиль боя. Фильмы даже, кажется, снимали в одних и тех же локациях.
Но иронию в сторону: в рамках жанра «Змея в тени орла» — всё ещё отличное кино. По сравнению с поздними работами Чана, конечно, дико старомодное — здесь не будет такого количества сложно поставленных трюков, и по большей части люди по старинке мутузят друг друга ногами и руками. Но зато Джеки смог на весь Гонконг показать свои таланты — и боевые, и комедийные (а часто все сразу).
10 МЕСТО
«Разборка в Бронксе» — первый успешно прошедший в американском прокате фильм Джеки Чана — сейчас кажется чем-то вроде предтечи «Час пика»: фильм вроде бы пытается приживить персону Джеки на другом континенте, но делает это, не обращая внимания на различие культур. Это гонконгский по духу фильм, снятый в Канаде (Бронкс приплетен ради красивого названия), поэтому в первую очередь он работает как набор экшен-сцен, объединенных не самым продуманным и оригинальным сюжетом. Другое дело — эти экшен-сцены настолько мастерски поставлены и смертельно опасны, что даже от просмотра неудачных дублей на финальных титрах захватывает дух.
9 МЕСТО
Название фильма неслучайно: в нём в последний раз на экране встретились «гонконгские драконы», трио Джеки Чана, Саммо Хуна и Юэнь Бао (прошедших вместе, например, через «Проект “А”» и «Закусочную на колёсах»). Это, с одной стороны, непривычное для всех троих кино с проэкологической риторикой и в сеттинге чуть ли не судебной драмы — Джеки играет адвоката, который расследует деятельность мафии и коррумпированной власти. С другой — решать проблемы ему больше нравится не за трибуной перед присяжными, а в личной честной схватке с преступниками, как и следует герою гонконгского кино. «Драконы навсегда» легко воспринимать как некий шоурил из эффектных экшен-сцен с тремя выдающимися мастерами кунг-фу: они будто соревнуются, кто из трио окажется самым проворным и затейливым в уничтожении врагов.
8 МЕСТО
«Час пик» — образцовый пример голливудского фильма, в котором из-за неудачных ракурсов и частых монтажных склеек титанические усилия Джеки Чана выглядят как работа каскадера-любителя. Тем не менее от экрана невозможно оторваться. Одна из главных причин, почему «Час пик» не теряется на фоне более удачных гонконгских боевиков, это отношение создателей картины к Джеки как ко второй полноценной звезде фильма. Пускай «Час пик» — это ответ более известным бадди-муви вроде «Смертельного оружия» или «Плохих парней», но это ведь еще и удачная комедия о встрече двух разных культур, которая получилась бы не такой яркой без харизмы обоих главных актеров.
7 МЕСТО
К середине 90-х Джеки Чан был мировой звездой боевиков о современности и готовился покорять США «Разборкой в Бронксе». Оттого несколько странным кажется его участие в «Пьяном мастере 2» — первом с 1982 года («Лорд Дракон») историческом кунг-фу фильме. Возвращение к истокам получилось, надо сказать, триумфальным: это уже не легкомысленная комедия, а взвешенное размышление о пагубном британском колониализме, разбавленное без преувеличений великими боевыми сценами. Чего только стоит выдающийся финальный бой на восемь минут, который съемочная группа снимала около четырех месяцев.
6 МЕСТО
Эксцентричная комедия Саммо Хуна (ещё одной кунг-фу звезды и сорежиссёра «Проекта “А”») о находчивых китайцах, которые организовали передвижную закусочную в испанской Барселоне. Любоваться архитектурой Гауди им, впрочем, некогда — приятели быстро оказываются в центре криминальных разборок и разных хитросплетённых авантюр. «Закусочная на колёсах» — эффектная акробатическая комедия в лучших традициях гонконгского martial arts кино, ещё и с интересным «восточным» взглядом на европейскую культуру 80-х: Саммо Хун завороженно снимает модных скейтбордистов, а узкие барселонские улочки становятся идеальным местом для изворотливых трюков.
5 МЕСТО
Второй (после «Змеи в тени орла») большой хит Чана-актёра. В «Пьяном мастере» он сыграл народного героя Вонга Фэй-Хуна — того же, что и Джет Ли в «Однажды в Китае». Но только он пока ещё не бесстрашный воин, а дерзкий молодой оболтус, не чтящий старших и отлынивающий от учёбы. Джеки здесь окончательно сформировал свой фирменный образ: немного нелепого, забавного, не всегда побеждающего, зато очень целеустремлённого героя.
Сам фильм, к слову, и без его исторической значимости очень хороший — а ещё в каком-то смысле он предопределил любовь Чана к бадди-муви: тут его «напарником» выступает странный алкоголик-учитель, нестандартными методами воспитывающий героя.
4 МЕСТО
Достаточно посмотреть первую и вторую части «Доспехов бога», чтобы понять, насколько более умелым постановщиком и режиссером Джеки Чан стал за эти несколько лет: «Операция “Кондор”» целиком состоит из комедийных эпизодов и динамичных экшен-сцен, которые довольно быстро сменяют друг друга и не дают зрителю заскучать. Кроме того, вторая часть — это один из самых интересных и интригующих по завязке (только вдумайтесь, нацистская база с золотом в Африке!) фильмов Джеки Чана; запоздалый, но тем не менее достойный ответ, как тогда казалось, ушедшему на покой «Индиане Джонсу».
3 МЕСТО
Вторая «Полицейская история» несколько подрастеряла задор оригинала — не помог фильму и переусложнённый сюжет, отвлекавший от эффектных сет-писов. Зато в триквеле (который, кстати, снимал уже не Чан, а Стэнли Тун, автор «Разборки в Бронксе») обаяние франшизы вернулось на своё место. Здесь герой Джеки отправляется из Гонконга в коммунистический Китай, чтобы помочь местной полиции (в лице Мишель Йео) поймать банду наркоторговцев.
Третья «Полицейская история» содержит одни из самых безумных трюков в фильмографии Чана — он здесь свисает с летящего вертолёта, а потом уворачивается от лопастей, находясь на движущемся поезде, пока его коллега Чао на тот же самый поезд залетает на мотоцикле (кстати, именно этой сценой вдохновлена та самая миссия из GTA). К тому же фильм работает и как классная комедия о разнице культур двух соседних стран, которые через пять лет после выхода картины, в 1997-м, станут одним государством.
2 МЕСТО
Первый большой хит Чана-режиссёра — исторический боевик о сотрудниках береговой охраны Гонконга, сражающихся с местными пиратами. Именно здесь он полноценно показывает себя как большой мастер работы с окружением — любая декорация в «Проекте "А"» становится полигоном для изобретательных трюков и изящно поставленных драк. И здесь же становится очевидно, что кроме гонконгского кунг-фу кино он сильно вдохновляется старыми немыми комедиями: есть тут даже явный оммаж «Наконец в безопасности!» Гарри Ллойда. Апофеоз фильма — сумасшедшая сцена, где Джеки Чан безо всякой страховки падает с трёхэтажного здания сквозь два навеса и чуть не ломает себе шею (в реальности он очень сильно повредил спину, но его это, разумеется, не остановило).
1 МЕСТО
В богатой фильмографии Джеки Чана можно найти боевики с более безумными экшен-сценами, не менее нелепые комедии и интригующие криминальные триллеры, но если выбирать фильм, в котором все эти элементы находятся в гармонии, то это точно будет «Полицейская история». Для картины, которая отмечает свое 36-летие в этом году, «Полицейская история» до сих выглядит вызывающе, даже оскорбительно хорошо: большинство шуток работает, а каждая экшен-сцена выглядит как «та самая, самая дорогая сцена, ради которой и сняли фильм», но, что интересно, за ней следует еще более дикая экшен-сцена. Благодаря этому постоянно растущему градусу безумия «Полицейская история» по праву считается одним из главных экшен- боевиков в истории кинематографа, а еще фильмом, который превратил Джеки Чана из комедийной версии Брюса Ли в нового Бастера Китона.