Перед тем как наступит пора подведения итогов года и засилья праздничных комедий, в кинотеатрах остался еще один месяц, который наверняка поможет пополнить копилку любимых фильмов 2024-го. Драма о Марии Каллас с Анджелиной Джоли, новый хоррор от А24 с Хью Грантом и долгожданное возвращение мишки Паддингтона на большие экраны: рассказываем об этих и других любопытных релизах ноября.
«Каникулы» — кино сложной судьбы: съемки останавливали из-за ковида, а после победы на прошлогоднем кинофестивале «Маяк» фильму не дали прокатное удостоверение. Лишь сейчас, когда закончился второй ежегодный смотр, «Каникулы» наконец-то дошли до зрителя. Словом, проблемный путь до кинотеатров — веская причина поддержать дебютантку Анну Кузнецову, но дать новинке шанс стоит и потому, что это действительно талантливое и нужное кино о взрослении в условии постоянных компромиссов. «Каникулы» расскажут о поездке московских школьников на театральный фестиваль в Сочи: пока подростки переживают личные драмы вне сцены, сопровождающие их педагоги выслушивают упреки организаторов. Учителям придется сделать сложный выбор: цензурировать спектакль или отстаивать его самобытность вместе с учениками.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 7 ноября.
Первая половина ХХ века в этом году особенно притягивает отечественных кинематографистов с жаждой размаха: в начале года зрители могли оценить новую экранизацию классики «Мастер и Маргарита», а в ноябре на экраны выйдет псевдобиографическая картина «Любовь Советского Союза». Главная героиня — знаменитая актриса, звезда театра и кино, жена пилота и любимица Сталина. Галина Коврова (Ангелина Стречина) — собирательный образ, продюсер картины Константин Эрнст сказал, что в работе отталкивались от двух значительных фигур эпохи — Любови Орловой и Валентины Серовой. Нарядная историческая драма расскажет не только о пути к успеху, но и о любовном треугольнике. Коврова влюбилась в молодого драматурга театра, будучи замужней женщиной.
В кино с 7 ноября.
Год Хаяо Миядзаки в отечественном прокате продолжится повторным релизом «Ходячего замка» — одного из самых популярных фильмов мастера. Вольная экранизация сказочного романа Дианы Уинн Джонс вышла ровно 20 лет назад и помогла не только закрепить за Миядзаки статус величайшего кинематографиста современности, но и сильнее популяризировать аниме на Западе.
Понятное дело, что любое аниме студии Ghibli на большом экране — это особый зрительский опыт, но «Ходячий замок» стоит по возможности смотреть именно в зале кинотеатра, ведь это одна из самых технически сложных и детализированных работ Миядзаки. К тому же правильные условия просмотра усилят эффект от фирменного сюжета мастера о том, как бессмысленна и разрушительна война.
В кино с 14 ноября.
«Еретик» — один из самых ожидаемых хорроров 2024 года. Студия А24 сделала ставку на переизобретение амплуа известного артиста: если Николас Кейдж выбрал путь кровавой резни, то Хью Грант любит шутить, что вошел в свою фрик-шоу эру карьеры — об этом твердят роли у Гая Риччи или, допустим, партия Умпа-Лумпа из «Вонки». В фильме Скотта Бека («Они») актер сыграл до дрожи пугающего мужчину приятной наружности.
Молодые девушки-мормонки (Софи Тэтчер и Хлоя Ист) ходят по домам и предлагают присоединиться к их церкви. Дождь застает врасплох, и сестры соглашаются зайти к опрятному мистеру Риду (Грант), в гостиной которого пахнет черничным пирогом. «Еретик» предлагает не только триллер о том, как девушки пытаются покинуть дом дядечки, который не в себе, но и дискуссию о функциях религии. Помимо непростых теологических дилемм лента подкупает изобретательным пространством — жилище мистера Рида похоже на лабиринт, где лестницы меняют направления (как в Хогвартсе, но не совсем).
В кино с 14 ноября.
Казалось бы, байопик про Трампа перенесли всего лишь на две недели, но это редкий случай, когда важен каждый день. Изначально «Ученик» должен был выйти в конце октября — за неделю до выборов президента США, которые состоятся пятого ноября. Саспенс от возможного переизбрания эксцентричного политика должен был стать лучшей рекламой новинке. Как теперь фильм покажет себя в прокате — загадка: возможно, перенос, напротив, сыграет на руку.
С другой стороны, кажется, что «Восхождение Трампа» — кино, сделанное не для зрителя, а для истории, просто для фиксации постыдной молодости миллиардера. Хейтерам вряд ли захочется провести два часа в компании Трампа, а поклонники заранее убеждены, что создатели все переврали, чтобы оклеветать политика. В плюсе остается только одна довольно узкая группа людей — фанаты Себастиана Стэна и Джереми Стронга. Дуэт отыгрывает роли так экспрессивно и эффектно, будто у актеров больше не будет возможности выиграть «Оскар».
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 14 ноября.
Василий Кандинский — историческая величина, не нуждающаяся в представлении. Художник, теоретик искусства и революционер в живописи оставил после себя внушительное наследие. Но мало кто знает, что значительную часть картин Кандинского сохранила его единомышленница Габриеле Мюнтер. Немецкая художница вместе с Кандинским стала одной из основательниц объединения «Синий всадник», члены которого пыталась отринуть старые академические формы и устремиться в авангардистское будущее. Габриеле осталась за периметром открытий и редко фигурирует в хрониках. Немецкий режиссер Маркус Розенмюллер решился рассказать о творческих личных взаимоотношениях с точки зрения Мюнтер: его картина, с одной стороны, даст возможность полюбоваться костюмной историей непростой любви, а с другой — позволит объемнее взглянуть на биографию великих.
В кино с 14 ноября.
Не только отечественные кинематографисты поняли, что байопики про любимых музыкантов — это верный путь к сердцу зрителя («Комбинация», «Руки вверх»). К проверенному жанру обратились и французы, которые перенесли на большой экран невероятную историю Шарля Азнавура. Сын армянских мигрантов, Азнавур с детства привык к упорному труду и не сдавался после очередного отказа. Фильм Мехди Идира и Грана Кор Маляда — типичная для жанра история успеха, но разве отсутствие экспериментов с работающей формулой имеет значение, когда на экране показывают очередной актерский подвиг Тахара Рахима («Пророк») под аккомпанемент вечных шлягеров Азнавура? Французские зрители считают, что нет: картина покоряет домашний прокат и активно знакомит молодое поколение с наследием великого музыканта.
В кино с 14 ноября.
Когда шесть лет назад не стало Бернардо Бертолуччи, шедевром и главным наследием великого итальянца без сомнений признавали «Конформиста» — экранизацию одноименного романа Альберто Моравиа и просто один из главных вдохновленных психоанализом фильмов в истории. В центре сюжета аристократ Марчелло (Жан-Луи Трентиньян), который настолько хочет быть нормальным, что накануне Второй мировой войны вступает в фашистскую партию, женится на обычной итальянке и соглашается выполнить ради страны заказное убийство. Острое желание быть как все и не выделяться из толпы аукается герою, в памяти которого начинают всплывать детские травмы. «Конформист» — провокационный и дискуссионный фильм, который даже сейчас с легкостью вызовет политические споры между зрителями, но среди прочего это еще и невероятно красивое кино, украшенное сложной композицией и кадрами на контрасте света и тени.
В кино с 14 ноября.
Однажды Эллен Курас, операторка «Вечного сияния чистого разума», заметила в книжном биографию Ли Миллер, а точнее, невероятно сходство Миллер и Кейт Уинслет. Курас отправила актрисе книгу, а та, вдохновившись подарком, начала разрабатывать фильм как продюсер и пригласила на пост режиссера старую знакомую. Фильм расскажет о том, как Миллер буквально прожила несколько жизней: начинала как модель, после чего переквалифицировалась в фэшн-фотографа, а во время Второй мировой войны стала военной журналисткой. Для истории о великой женщине создатели подобрали впечатляющий каст, который с легкостью затмевает любой голливудский капустник этого года: помимо Уинслет в картине сыграли Энди Сэмберг, Александр Скарсгард, Марион Котийяр, Андреа Райзборо, Ноэми Мерлан и Джош О’Коннор. Оттого удивительно, что «Великая», судя по всему, пролетит мимо сезона наград. Впрочем, куда важнее любых призов то, что создатели восстановили историческую справедливость и воспели наследие храброй женщины, которая запечатлела важнейшие эпизоды страшнейшей войны.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 21 ноября.
После сверхуспешной и оскароносной экранизации «На Западном фронте без перемен» Эдвард Бергер не стал засиживаться в Германии и отправился в Голливуд. Первым англоязычным проектом режиссера стал «Конклав» — политический триллер о тайном процессе, который сопровождает выборы нового Папы Римского. По сюжету один из главных кардиналов (Рэйф Файнс) должен собрать коллег и определить нового главу католической церкви, но герой внезапно понимает, что кандидаты на пост скрывают страшные секреты, а духовенство готовит заговор, чтобы назначить не наиболее подходящего, а удобного человека. «Конклаву» уже предрекают успешный сезон наград — кто-то даже намекает, что триллер, к удивлению многих, будет бороться за главные «Оскары». Релиз настолько важного фильма в отечественном прокате — большой подарок для всех, кто держит руку на пульсе киноиндустрии. Игнорировать его было бы ошибкой.
В кино с 21 ноября.
Сложно поверить, но «Приключения Паддингтона 2» вышли на экраны аж семь лет назад — за это время драмеди о любителе апельсинового мармелада, который делает мир и окружающих чуточку лучше, занял свое заслуженное место в пантеоне главных фильмов XXI века. Проще говоря, ожидания от триквела заоблачные: фанаты просто не переживут, если создатели облажаются. К сожалению, есть один крупный повод для беспокойства: режиссер первых частей Пол Кинг променял вежливого медвежонка на Тимоти Шаламе и отправился снимать «Вонку» — место постановщика занял дебютант Дагал Уилсон. В новой части семейство Браунов отправляется на родину Паддингтона — в далекое Перу, чтобы навестить тетушку Люси. Очевидно, приключение героев привлечет внимание браконьеров и прочих не самых приятных людей, которым придется на себе испытать суровый взгляд героя.
В кино с 28 ноября.
В случае с каждым хоррор-релизом в отечественных кинотеатрах всегда стоит проверять оригинальное название. «Астрал: Медиум» на самом деле второй фильм британского режиссера Дэмиена МакКарти «Странность». Хоррор цепляет виртуозно поставленной открывающей сценой: женщина (Кэролин Брэкен), находящаяся одна в большом поместье, должна понять, где притаилась опасность — внутри или снаружи? Весь оставшийся хронометраж будет посвящен попыткам раскрыть, что же случилось с ней. К расследованию подключаются горюющий муж-врач (Гвили Ли) и сестра- близнец (тоже Кэролин Брэкен) с экстрасенсорными способностями. «Астрал: Медиум» едва ли может похвастаться закрученной детективной интригой, но впечатляет саспенсом и скримерами — лента вышла по-настоящему пугающей и по- старомодному привлекательной, как первое «Заклятие» Джеймса Вана.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 28 ноября.
Эротическую картину «Эммануэль» 1974 года без преувеличения можно назвать легендарной — фильм породил множество продолжений и эпигонов, теперь дело дошло и до новой адаптации скандального автобиографического романа Эммануэль Арсан. За историю взялась режиссерка Одри Диван, известная своим откровенным отношением к женскому телу на экране. Ее фильм «Событие», также основанный на автобиографическом романе, в 2021 году получил «Золотого Льва» в Венеции. Сюжет «Эммануэль» остался тем же, разница в деталях: командировка в Гонконг для молодой женщины Эммануэль превращается в путешествие-раскрепощение и изучение истинной природы своих желаний. Провокационную роль исполнила Ноэми Мерлан, актриса, которой нельзя отказать в смелости в выборе фильмов («Куриоса», «Джамбо», «Портрет девушки в огне»).
В кино с 28 ноября.
Чилийский режиссер Пабло Ларраин подобрался к завершению трилогии о великих женщинах: «Джеки» рассказывала о миссис Кеннеди (Натали Портман) и дне убийства президента, «Спенсер» заглядывала в душу к принцессе Диане (Кристен Стюарт), «Мария» же посвящена увяданию оперной дивы Марии Каллас. Режиссер не ставит задачу снимать подробные традиционные байопики и искать портретного сходства актрис и героинь. Скорее его фильмы похожи на эмпатическое погружение в состояние женщин в момент кризиса. «Мария» была показана на Венецианском кинофестивале в основном конкурсе и ознаменовала возвращение Анджелины Джоли в большое кино. Ленту критики приняли неоднозначно, но любителям костюмных лент с выразительной фактурой в кадре, как и фанатам актрисы, «Марию» не стоит пропускать. К тому же фильм предлагает неспешные прогулки по осеннему Парижу в компании Анджелины Джоли: по сюжету Каллас за неделю до смерти дает большое интервью. Но где заканчиваются галлюцинации от медикаментов и начинается реальность, понять не так-то просто.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 28 ноября.
Кинематограф Андреи Арнольд очень близок по духу фильмам Шона Бейкера: в картинах британской постановщицы зрителям тоже предлагается заглянуть в дома рабочего класса в неблагополучных районах. «Птица» — своеобразная адаптация истории о Мэри Поппинс и первый фильм, где кинематографистка от жесткого реализма перешла к реализму магическому. Бэйли (Никия Адамс) мечется между двумя семьями: молодой отец (Барри Кеоган) вот-вот женится, а мама воспитывает детей с супругом-тираном. Бэйли совершенно не хочет приобщаться к взрослому миру, и, чтобы отвлечься от давления со всех сторон, она заводит дружбу со странным парнем, который зовет себя Птицей (Франц Роговский). Он ищет родителей, и девочка-подросток решает помочь. Фильм Арнольд — очень нежная и трогательная история о взрослении и принятии ответственности, которая без драматизма рассказывает о довольно трагичных обстоятельствах потерянного детства.
В кино с 28 ноября.