Рассказываем, что стоит ждать в онлайн-кинотеатрах и российском прокате в октябре: от главных хитов недавнего «Кинотавра» до новых фильмов Аарона Соркина и Софии Копполы.
Бойкого дедулю после нападения на охранника в супермаркете отправляют жить в дом к родне, чему совсем не рад его внук: ведь старик отобрал у него комнату и вынудил жить на тесном чердаке. Молодое объявляет войну старому, но старое, как водится, так легко не сдастся. Мало того что внук имеет дело с Робертом де Ниро, так тот ещё и ветеран войны и не понаслышке знает, как вести боевые действия.
«Дедушка (НЕ)лёгкого поведения» — новая работа Тима Хилла, сценариста «Губки Боба» и режиссёра «Элвина и бурундуков». Картина не имеет прямого отношения к комедии «Дедушка легкого поведения» о сумасшедших летних приключениях все того же де Ниро. Это незатейливая семейная комедия, которая по-настоящему удивляет актёрским составом: кроме упомянутого де Ниро в фильме снялись Ума Турман и Кристофер Уокен.
В кино с 29 октября.
После провала «Фантастической четвёрки», серьёзно порезанной продюсерами, режиссёр Джош Транк вернулся к авторскому кино — пожалуй, даже более авторскому, чем то, с которого он когда-то начинал. Его «Капоне» на первый взгляд вписывается в тенденцию на переосмысление гангстерского жанра, встаёт в один ряд с «Ирландцем» Скорсезе и, скажем, документалкой «Мафия уже не та, что раньше».
Но взгляд Транка куда более радикальный: он рассказывает историю легендарного Аль Капоне, который после заработанного в тюрьме нейросифилиса превратился во взрослого с умом ребёнка и постепенно терял и этот оставшийся рассудок. Нелепая морковка вместо сигары, парад галлюцинаций и всплывающих откуда-то из подсознания травм — и всё это с эксцентричной игрой Тома Харди, главной звезды фильма.
Подробнее в нашей рецензии.
В кино с 1 октября.
Один из лучших фильмов прошедшего «Кинотавра» — бойкая комедия положений о жизни четырёх друзей в Москве. Режиссёр Алексей Камынин снял фильм о себе и своих знакомых, и это хорошо заметно — и по степенности искренности «Хандры», и по тому, с какой теплотой и в то же время чисто дружеской иронией он смотрит на героев и те безумные события, что с ними происходят. В кои-то веки в российском кино появилась картина, которая действительно неординарно и без насупленных бровей осмысляет нашу действительность: абсурдную и колоритную, где «закладки» оказываются прямо возле храма, а полицейские упарываются глицином. И где молодым режиссёрам заказывают исключительно спортивные драмы, пока те хотят стать новыми Тарковскими (для Камыниа, впрочем, и то, и то — одинаково грустные крайности).
Подробнее в нашей рецензии.
В кино с 1 октября.
Джеймс Франко уже давно зарекомендовал себя не только как хороший актёр, но и как очень странный режиссёр — который может снять как никому не нужный артхаус, так и вполне себе зрительского «Горе-творца». Теперь вот его младший брат, тоже актёр, Дэйв Франко, решил попробовать себя в роли постановщика. У него амбиции, правда, поскромнее: «Кто не спрятался» — кино жанровое и простое, хотя и с интересным заворотом. Из такой попсовой версии мамблкора (не зря сценарий писал Джо Сванберг) о двух парах, которые приезжают в загородный дом и выясняют свои непростые отношения, он к финалу трансформируется в кровавый слэшер. Ничего особенно оригинального, но на уровне жанра здесь всё решено очень даже прилично: есть и интрига, и саспенс, и не самая ожидаемая развязка.
Подробнее в нашей рецензии.
В кино с 8 октября.
Простой парень с Чукотки влюбляется в девушку из эротического видеочата (её играет Кристина Асмус) — но он не знает в точности, как работает сервис вебкам-моделей, и считывает её усреднённые эмоции как ответы на свои неловкие заигрывания. А потому решает, что ему срочно нужно ехать за своей любовью в Детройт: благо, от Чукотки до США плыть не так уж далеко.
Год назад у нас уже выходил фильм о том, как парень из глубинки влюбился в вебкам- модель, — назывался он «Sheena667», снял его Григорий Добрыгин. Почему наши кинематографисты вдруг так, явно не сговариваясь, одновременно начали обращаться к проблеме призрачных интернет-отношений (в обоих случаях в том числе являющихся метафорой тяги к «иному» в целом) — вопрос интересный и заслуживает отдельной статьи. Сейчас же можно только сказать, что «Kitoboy» эту тему осмысляет интереснее — и из-за героя в разгаре пубертата, и из-за занятной этнографии, портрета по-настоящему глубинной России, места между «понедельником и вторником», которое живёт какой-то своей таинственной жизнью.
Подробнее в нашей рецензии.
В кино с 8 октября.
Новый фильм Франсуа Озона, одного из самых интересных и непредсказуемых современных европейских режиссеров, — в этот раз француз, судя по всему, решился снять ответ «Назови меня своим именем». 16-летний Алекс отдыхает на курорте в Нормандии середины 1980-х: парень наслаждается молодостью и долго думает о своем будущем, идти на работу или продолжать изучать литературу. Герой едва не гибнет во время шторма, но его спасает красавец Давид. Ребята становятся друзьями, гоняют на мопеде и танцуют по ночам, но однажды Давид просит Алекса пообещать, что тот станцует на его могиле. Картину должны были показать на отмененном Каннском кинофестивале — вместо этого она тихо вышла в прокат во Франции и, судя по отзывам прессы и зрителей, очаровала всех атмосферой 80-х и необычной сюжетной структурой.
В кино с 15 октября.
Во французской провинции трое соседей пытаются выжить в мире, поглощенном социальными сетями: Мари шантажируют секс-видео, Бертран пытается спасти дочь – жертву кибербуллинга, а Кристин переживает из-за низкой оценки в Uber. Втроем они объявляют войну IT-гигантам и планируют удалить свои персональные данные из их хранилищ. Один из главных хитов Берлинского кинофестиваля — немного бумерская французская комедия о том, как плохо жить в наше время, такая сатира про развитие технологий, но без ужасов «Черного зеркала». Получилось удачно: фильм Бенуа Делепина и Гюстава Керверна с восторгом приняли во Франции.
В кино с 15 октября.
Второй режиссерской работы Аарона Соркина пришлось ждать три года, но, судя по первым отзывам, ожидания того стоили. «Суд над чикагской семёркой» основан на реальной истории, произошедшей в 1968 году: во время Конвенции демократов прошли массовые протесты против Вьетнамской войны — семеро арестованных позже предстали перед судом по обвинениям в заговоре против американского правительства. То, что должно было стать показательным делом против пацифистов, быстро превратилось в фарс, за которым наблюдал весь мир. Такие истории всегда актуальны и злободневны — интересно будет посмотреть, как Соркин адаптировал ее в формате полнометражного фильма и что выжал из великолепного актерского состава.
В Сети с 16 октября.
Один из интереснейших российских авторов, Михаил Сегал, после сдержанного «Слоны могут играть в футбол» снял, пожалуй, свою самую смешную работу (даже смешнее и без того уморительных «Рассказов»). «Глубже!» — это фильм о серьезном театральном режиссёре, который волею судеб начинает снимать порноролики. Но халтура ему не интересна, а простые вздохи не трогают душу: он внедряет в съёмки фильмов для взрослых систему Станиславского и изобретает «глубокое порно». Дальше абсурд лишь нарастает, и в какой-то момент из комедии, построенной на одной шутке (но раз за разом остроумно переосмысляемой), «Глубже!» превращается в неглупое высказывание об искусстве и фигуре Автора в целом. К тому же здесь можно увидеть одну из лучших ролей Александра Паля — и без того отличного актёра, которого на большом экране мы видим реже, чем того хотелось бы.
Подробнее в нашей рецензии.
В кино с 22 октября.
«Король Стейтен-Айленда» — новая работа Джадда Апатоу, одного из главных режиссёров-комедиантов нулевых, автора «Сорокалетнего девственника», «Немножко беременна» и «Приколистов». Здесь он рассказывает историю Скотта, 24-летнего кидалта, который живёт с родителями и до сих пор переживает смерть отца, случившуюся пару десятилетий назад. Играет Скотта стэндап-комик Пит Дэвидсон, и персонаж частично основан на нём самом — что, надо сказать, заметно. На фоне того же «Сорокалетнего девственника» этот фильм ощущается работой более личной и сдержанной, типичный для Апатоу юмор здесь разбавляется драмой человека, который за личиной безалаберного укурка скрывает многолетнюю депрессию. Это смешной и грустный фильм, которому, возможно, не хватает некоторого драйва, но оценить его всё равно стоит.
В кино с 22 октября.
Возможно, самый добрый фильм года: байопик Оксаны Карас о Елизавете Глинке (прекрасная роль Чулпан Хаматовой), враче и основательнице фонда «Справедливая помощь», лечившей и поддерживавшей людей, которым больше некуда было идти. По сюжету фильма доктор Лиза (так её называют коллеги и пациенты) вынуждена пойти на преступление: она крадёт из больницы морфин для онкобольной девочки, которая умирает в мучительной боли, а из-за бюрократических проволочек не может получить обезболивающее. Из-за этого на Лизу открывает охоту ФСКН в лице амбициозного Колесова.
«Доктор Лиза» может звучать как самое манипулятивное кино на свете: онкобольные, старики, дети, и всем обязательно надо помочь, и на всё один день, и руководствуется героиня лишь своей безграничной добротой, другой мотивировки для неё не существует в принципе. И оттого лишь удивительнее, как фильм с подобным сюжетом умудряется интонационно и сценарно лишить себя всякого надрыва и нарочитой слезливости. Это бесконечно трогательное кино, но ни разу не надоедливо мелодраматичное: был бы в России «Оскар», «Доктор Лиза» наверняка была бы одним из главных претендентов — в хорошем смысле.
Подробнее в нашей рецензии.
В кино с 22 октября.
Один из главных американских инди-фильмов года посвящен Ширли Джексон, писательнице, известной по роману «Призрак дома на холме». Она заключает пари с мужем Стэнли: они планируют разрушить брак молодой семьи, которая будет жить у них в доме несколько месяцев. Это необходимо для того, чтобы Ширли преодолела писательский блок и смогла дописать хоррор-роман о пропавшей студентке. Фильм Жозефин Декер — это не типичный байопик, а попытка рассказать об авторе, используя его инструменты и фирменный стиль, вот и «Ширли» — тревожное кино о творческом кризисе и безумстве. Смотреть стоит как минимум ради великолепной Элизабет Мосс в главной роли.
В кино с 22 октября.
Аккурат перед выборами президента США состоится премьера сиквела «Бората», одной из главных комедий XXI века. Вторая часть, судя по говорящему, длинному названию и первым промоматериалам, уйдет от критики американского гостеприимства и целиком сосредоточится на политике: по сюжету Борат Сагдиев вынужден маскироваться из-за славы, но продолжать свою журналистскую деятельность. Сообщается, что на съемках Саша Барон Коэн надевал бронежилет, но это того, кажется, стоило: интервью получились настолько скандальными, что некоторым политикам они будут стоить карьеры. Видимо, стоит ждать что-то близкое к прошлогоднему сериалу «Кто есть Америка?», но с уклоном в критику республиканцев. Немного обидно, но что поделать: у американцев сейчас на уме только выборы.
В Сети с 23 октября.
Лаура думает, что ей повезло: она успешная писательница, у нее две дочери и заботливый муж. Правда, когда он начинает задерживаться и приходить с работы ночью, Лаура начинает подозревать неладное. Героиня решает обратиться к плейбою- отцу, с которым у нее напряженные отношения. Тот, будучи экспертом в женщинах, понимает, что единственный выход из ситуации — проследить за мужем и застать его врасплох. Ночные путешествия с отцом по Нью-Йорку должны не только спасти брак Лауры, но и помочь ей лучше узнать отца. София Коппола снимает редко и не всегда удачно: «Последняя капля», судя по первым отзывам, скорее проходная работа в ее фильмографии, но все равно очень трогательная история об отношениях отца и дочери.
В Сети с 23 октября.
Заведомо самый скандальный отечественный фильм года — «Аутло» Ксении Ратушной, яркий, дерзкий и смелый дебют, который неожиданно для всех (в том числе и создателей) выйдет в российский прокат. В фильме две параллельные истории: первая посвящена современному любовному треугольнику — свободолюбивая девушка и школьник-гей борются за внимание местного гопника. Вторая разворачивается в СССР: в 1985 году генерал рискует карьерой, семьей и жизнью, чтобы быть вместе с трансгендерной танцовщицей. Чтобы узнать, как истории рифмуются и вообще связаны ли они, придется смотреть сам фильм. А, как сообщают первые зрители, смотреть есть на что: оргии, бондаж, вот это все.
В кино с 29 октября.