В прокат выходит новая актёрская работа Роберта Де Ниро «Дедушка НЕлёгкого поведения». Уже с 22 октября фильм можно посмотреть в кинотеатрах по всей России. По этому поводу мы вспоминаем главные роли артиста и пытаемся выяснить, какая из них заслуживает особого внимания.
В одном из лучших фильмов Брайана Де Пальмы — исторической драме об отряде госслужащих, которые, несмотря на продажность полиции, намереваются поймать Аль Капоне, — Де Ниро как раз играет легендарного мафиози. Он харизматичен, красноречив, но в то же время крайне жесток — именно с его персонажем в фильме связана одна из самых шокирующих сцен.
При этом Аль Капоне здесь всё равно персонаж второстепенный и, в общем-то, одномерный. Де Ниро на тот момент уже было, понятно, не впервой играть гангстеров, и эта роль на фоне многих других его работ кажется довольно простенькой. Опять же это не проблема актёра: он делает всё, что от него зависит, и крадёт каждую сцену, в которой есть. Но в его фильмографии есть роли куда глубже и интереснее.
Неудивительно, что первая заметная актёрская работа Де Ниро состоялась в первом же заметном фильме Мартина Скорсезе, режиссёра, с которым он позже будет работать чаще, чем с любым другим. «Злые улицы» — это кино о мелких гангстерах, с весьма свободной фабулой, снятое с явной ориентировкой на французскую новую волну. Де Ниро здесь играет Джонни Боя, взбалмошного приятеля главного героя, из- за которого у него постоянно какие-то проблемы.
В образе из «Злых улиц» легко углядеть ростки многих поздних перформансов актёра — он тут играет гиперактивного, дерзкого мелкого мафиози, немного похожего на того, которого сыграет Джо Пеши в «Славных парнях». Опять же не самая сложная роль на свете, больше требующая харизмы, чем исполнительского мастерства, но всё равно очень яркая.
К слову, о них, о «Славных парнях». В них Де Ниро снимался, уже будучи двукратным оскароносцем и голливудским мастодонтом — а Скорсезе режиссировал в качестве одного из самых почитаемых постановщиков современности. Это, конечно, заметно по их возросшему мастерству и тонкости исполнения. У Де Ниро здесь, кстати, самая таинственная роль из всех — амбивалентного «ирландца», то ли друга, то ли врага главного героя, который пытается пробиться из мелких гангстеров в «большую лигу» мафии.
У него не слишком много экранного времени — главная роль в фильме всё же досталась Рэю Лиотте. Но то, что есть, актёр использует по максимуму, создавая один из самых сложных и многогранных характеров в картине. Часть его очарования в том, что зритель так до конца и не понимает его героя. Зато Де Ниро явно понимает — иначе бы едва ли смог сыграть его настолько блистательно.
Одна из важнейших комедийных ролей Де Ниро, в последние годы своей карьеры всё реже работающего в амплуа героя трагедии, но при этом сохранившего свой очаровательный грозный взгляд. В «Знакомстве с родителями» (за ним последовало аж два продолжения) актёр перевоплощается во въедливого цэрэушника в отставке, который не упускает шанса проверить робкого Гейлорда Факера (Бен Стиллер), влюблённого в его дочь. Умение играть жанровых персонажей, наделённых лишь парой характерных черт, позволяет Де Ниро создать одновременно жуткий и смешной образ сурового отца. Думается, как раз успех «Знакомства» обеспечил актёру появление в новом амплуа — человека старой закалки, не терпящего возражений. «Дедушка НЕлёгкого поведения» — лишнее тому подтверждение.
Появление Де Ниро в многострадальном фильме балагура Терри Гиллиама — вещь сама по себе занятная. Во-первых, это не самый его привычный типаж революционера, местного Дон Кихота, выступающего против власти, возможно, абсурдными, но очаровательными саботажами. Во-вторых, в сеттинге безумной «Бразилии» гипертрофированная игра Де Ниро обретает новые очертания: актёр не просто встраивается во вселенную Гиллиама, но и становится чуть ли не её идейным центром. И пускай у Арчибальда Таттла всего пара сцен и несколько минут экранного времени — именно его персонаж (после Сэма Лаури, разумеется) запоминается лучше остальных. А мастерство исполнения ролей второго плана или вообще эпизодов у Де Ниро безоговорочно: не любите «Бразилию» — вспомните хотя бы появления актёра в «Джекки Браун» или «Мой парень — псих».
«Анализируй это» — комедия Харольда Рэмиса, режиссёра «Дня сурка», о том, как заслуженный психоаналитик принимает у себя крутого гангстерского босса на грани нервного срыва. Де Ниро, естественно, играет мафиози, в каком-то смысле пародию на свои же прошлые образы. Доказывая, что, во-первых, у него хорошее чувство юмора и он не боится самоиронии. Во-вторых, что он хорош не только в мрачных драмах, но и в эксцентричных комедиях. Он позже это ещё не раз докажет.
В «Анализируй это» Де Ниро строит необычный дуэт с Билли Кристаллом — две противоположности, герои и актёры совершенно разного толка невероятно органично существуют вместе на экране. На их непохожести здесь и строится большая часть юмора — вряд ли кто-то из зрителей сможет забыть, скажем, великую сцену, где Де Ниро справляется со стрессом, расстреливая ни в чём не повинную подушку.
Гангстерская сага Мартина Скорсезе, ставшая эпитафией всему криминальному кинематографу. Трёхчасовой бандитский эпос, повествующий о жизни и смерти Фрэнка Ширана по кличке Ирландец, превратившегося в идеальный преступный миф. Скорсезе этот миф, впрочем, деконструирует и типичную историю о становлении преступника превращает в элегию об одиночестве и старении. Роберт Де Ниро, исполнивший главную роль, переживает вторую молодость (и метафорически, воплотив, пожалуй, лучший образ за долгие годы застоя, и буквально — благодаря технологии омоложения) и играет вроде бы свой классический типаж. Однако финал, показывающий забытого Фрэнка Ширана в доме престарелых, с намеренно апатичной игрой Де Ниро, полностью разрушает складную историю успеха. В каком-то роде осмысляет свою раннюю карьеру не только режиссёр, но и актёр.
Гениальный игрок и мастер тотализатора Сэм — ещё одна меланхоличная роль Де Ниро. В «Казино» Скорсезе рассказывает монументальную историю цикличности человеческой жизни, будто бы предзнаменованного пути, который нельзя изменить даже силой любви. Попытка бегства Сэма, уход в семью и обращение к нормальному быту (пускай и изначально с другими мотивами) оборачивается крахом: в финале он снова вынужден играть на тотализаторе. Стоит признать, что трагедийные образы Де Ниро даются мастерски — с полным ощущением неизбежности провала собственного героя, но с жанровым обаянием экранного преступника. «Казино», если угодно, и идейно, и в плане актёрского исполнения — предвестник «Ирландца».
Пожалуй, главный фильм режиссёра Майкла Манна — культовая криминальная драма о противостоянии первоклассного полицейского Винсента Ханны с не менее первоклассным гангстером Нилом МакКоли. Роберт Де Ниро играет второго, и, кажется, это было единственно возможное кастинговое решение из всех — ведь противостоит ему тут не кто иной, как Аль Пачино. Ставить против него кого-то рангом поменьше было бы преступлением.
Два голливудских гиганта образуют на экране потрясающую синергию, от их напряжённой схватки — психологической, естественно, и в меньшей степени физической — невозможно оторваться. Кино Майкла Манна стало одним из самых реалистичных в плане изображения работы полиции и мафии, и актёрские работы, конечно, дополняют эту натуралистичность. Если в условных «Неприкасаемых» Де Ниро играет несколько карикатурного гангстера (к тому располагает фильм), то здесь он куда более приземлённый и сдержанный. И оттого лишь более величественный.
Неожиданный заход Мартина Скорсезе на поле однозначно жанрового кино — триллер о жестоком преступнике, который попал в тюрьму из-за ошибки (причём намеренной) адвоката и спустя 14 лет выходит с целью отомстить ему и его семье. Не стоит, наверное, и уточнять, что Де Ниро как раз играет этого маньяка — длинноволосого Макса Кейди.
Несмотря на то что Де Ниро часто играет разных криминальных элементов, настолько безумные персонажи ему попадаются не слишком часто. В «Мысе страха» он практически злодей из заправского хоррора, брутальный и непредсказуемый, пугающий и при этом обладающий странным животным магнетизмом. Если увидите такого за окном — бегите куда подальше. Он будет пострашнее всех Джейсонов Вурхизов и Майклов Майерсов.
Практически четырёхчасовый эпик Серджио Леоне, рассказывающий сложную и долгую историю восхождения нескольких друзей-обормотов на криминальный олимп Нью-Йорка (и, естественно, падения тоже). Де Ниро играет здесь главную роль Лапши, верного друга и жестокого гангстера в одном лице. По сути, у него здесь даже два разных образа — Лапши-до и Лапши-после, — отчего перформанс становится ещё сложнее.
Фильм Леоне проводит зрителя через целую эпоху, бандитский раздор времён «сухого закона», век предательств, насилия и беззакония. И именно Де Ниро тут наш медиатор, авторский рупор, человек, чьими глазами мы смотрим на разворачивающуюся общечеловеческую трагедию. Такой груз на свои плечи способен поднять не каждый актёр, но Де Ниро справляется с ним блестяще. Впрочем, иначе и быть не могло.
Фильм Пенни Маршалл рассказывает о враче, который с помощью экспериментальных препаратов пытается вернуть к жизни обездвиженных жертв некой редкой болезни. Его играет Робин Уильямс (в одной из лучших своих ролей), а Де Ниро предстаёт в образе одного из пациентов — человека, который потерял 30 лет своей жизни, не видел ни юношества, ни молодости, ни детства.
В каком-то смысле это полная противоположность тем ролям, в которых мы привыкли видеть Де Ниро. Даже в молодости он играл людей, которые спешат повзрослеть, — здесь ему достаётся роль взрослого ребёнка. При этом и в ней он абсолютно точен, правдив, ни на секунду не возникает чувства, что это какой-то «мискаст», что груз его прошлых жестоких образов способен нарушить натуральность этого. Нет, Де Ниро доказывает, что может играть кого и что угодно — и заслуженно получает номинацию на «Оскар» за «Пробуждение».
«Таксист» — не единственная роль ветерана у Де Ниро. К тому же если в фильме про мстителя в Нью-Йорке антивоенная проблематика затмевается другими пластами, то в картине Майкла Чимино она становится ключевой. Актёру достался образ эмоционального и импульсивного Вронского, отправившегося на войну со своими друзьями, но вернувшегося в одиночестве. Пытаясь выяснить, что произошло со Стивеном и Ником (одна из лучших ролей Кристофера Уокена), он погружается в ужасы военных воспоминаний и пробует смириться с травмами. История «Охотника на оленей» примечательна ещё и тем, что её центральный персонаж проходит важный путь к успокоению, смирению и принятию, отказываясь от импульсивности и гордости, — такой разворот в избранной фильмографии Де Ниро, скажем честно, встречается куда реже.
Вторая часть криминальной саги Фрэнсиса Форда Копполы, которая одновременно выступает приквелом и сиквелом к первой части. Фильм как бы делится на два: в одном рассказывают о дальнейшей судьбе Майкла Корлеоне, в другом раскрывают предысторию Вито Корлеоне, показывают, как он стал тем самым «крёстным отцом». Молодого Вито как раз играет Роберт Де Ниро.
Вообще, чтобы согласиться на роль, которую до тебя (пускай и в другом возрасте) играл Марлон Брандо, нужно быть очень смелым человеком. Чтобы в итоге сыграть её так, что тебя наградят «Оскаром» — за ту же роль, за которую годом ранее статуэтку получил Брандо, — нужно быть поистине великим актёром. Де Ниро, естественно, и то, и то. Вито Корлеоне в его интерпретации — совсем не тот человек, которого мы видим в первом фильме, но оттого и интереснее наблюдать за его трансформацией. Актёр проводит нас через все стадии изменения героя, который из простого итальянского парня превращается в циничного и жестокого лидера мафии. По сути, проходит тот же путь, что и его сын несколько десятилетий спустя.
Одна из самых знаменитых ролей Роберта Де Ниро и, безусловно, точное попадание в дух времени: униженный и оскорблённый ветеран Вьетнамской войны с баранкой наперевес рулит по грязным улицам Нью-Йорка и затевает вопиющее убийство, способное сделать этот безумный мир хотя бы немного справедливее. Тут налицо конгениальность постановщика Мартина Скорсезе, в будущем ещё не раз сотрудничавшего с Де Ниро, автора сценария Пола Шредера и собственно актёрского таланта героя нашего списка. Животная ярость, на протяжении всего фильма умело прячущаяся за серьёзным лицом экстравагантного таксиста, в финале вырывается и устраивает локальный армагеддон — кто, как не Де Ниро, совмещающий шутливую экспрессию и безумие, способен был воплотить эту роль?
А вот в этом фильме грань экспрессии и безумия разрушается куда проще. Де Ниро играет боксёра Джейка Ламотту (реальный персонаж, по книге которого, кстати, и снята эта картина) — импульсивного мужлана, готового отдать всё ради победы. Его неприступное упрямство поначалу даёт свои плоды: первые победы на ринге, свадьба и деньги. Однако чем больше времени проходит, тем очевиднее становится губительное свойство его характера. Бескомпромиссный, ревнивый и порой злобный, он губит свою жизнь и ссорится со всеми близкими, в финале придя к полному одиночеству. Возможно, главная трагедийная роль Де Ниро в важнейшем спортивном байопике: безудержная ярость актёра, так мастерски скрываемая в «Таксисте», здесь высвобождается на протяжении всего фильма и без предупреждения — оттого волнительнее смотреть на семейные будни «Бешеного Быка» Джейка Ламотты.
Несправедливо забытая роль в несправедливо забытом фильме — возможно, лучшем (или хотя бы одном из) как для Скорсезе, так и для Де Ниро. Тодд Филлипс в своём «Джокере» постоянно отсылает к «Королю комедии» не ради одного лишь красивого оммажа: для режиссёра, на протяжении своей карьеры часто ходящего по грани, это кино эталонно и очень незаметно балансирует между трагедией и комедией. Де Ниро играет неудачливого комика Руперта Папкина, который отчаянно хочет стать знаменитым: чтобы добиться успеха, он решает взять в заложники одного из селеб и выпросить у него эфир для стендап-спешла. Весь актёрский гений как раз выражен в финале — в моменте, когда Папкин, хохмящий и ироничный, добирается до микрофона, чтобы рассказать свою мрачную исповедь, превращающую безумного преступника в глубоко несчастного человека. Маленькие люди для Де Ниро — типаж не новый, но именно в «Короле комедии» ему удалось воплотить своего самого трагичного персонажа.