18 июля режиссёру «Робокопа» и «Вспомнить всё» Полу Верховену исполняется 84 года. Среди фанатов и ненавистников автор знаменит эпатажными выходками: в его фильмах откровенные постельные сцены и демонстрация самых разных девиаций чередуются с едкой критикой современного общества. Вспомнили четыре картины классика, поделившие публику: от культовой эротической мелодрамы с Шэрон Стоун до китчевой сатиры, взявшей восемь «Золотых малин».
В фильмах Верховена секс и смерть всегда идут рука об руку: любое наслаждение неизменно завершается адской болью, расплатой за удовольствие. В этом смысле «Основной инстинкт» — квинтэссенция творчества автора. Шэрон Стоун в роли роковой женщины спекулирует на собственной сексуальности, чтобы обмануть назойливых детективов и избежать наказания за убийство. В её сети попадается добропорядочный Ник Карран с лицом Майкла Дугласа. Мужчина так очарован дамой, что готов поступиться всеми принципами.
Кого возмутило: ЛГБТ-активистов
Почему: Когда активисты узнали, что по сюжету подозреваемыми в жестоком убийстве станут представители квир-комьюнити и женщины, а белый мужчина снова окажется главным героем, они вышли на протесты. Вооружившись плакатами и свистками, толпа пыталась сорвать съёмки, но успеха так и не добилась. Хотя после ряда таких стычек сценарист Джо Эстерхаз пытался переписать историю, чтобы она не задевала чувства сообщества, Верховен и продюсеры хладнокровно отвергли все его правки. Они утверждали, что новый вариант заметно упрощает характеры персонажей.
На этом протесты не закончились. В день премьеры фильма в Сан-Франциско, Сиэтле, Чикаго и Нью-Йорке активисты вышли с плакатами «Голливуд пропагандирует насилие против геев» и спойлерили концовку людям, заходящим в кинотеатры. Правда, явление не переросло в массовое: в большинстве других городов показы «Основного инстинкта» прошли без инцидентов.
Между молодой монахиней Бенедеттой и послушницей Бартоломеей завязываются романтические отношения. Этот сюжет Верховен позаимствовал из учебников истории: в XVII веке итальянка возглавила монастырь, но быстро потеряла сан, когда раскрылась ее связь с другой женщиной.
Кого возмутило: православных активистов и Минкульт
Почему: На премьере фильма в Нью-Йорке православные активисты развернули баннеры, вытащили барабаны с волынками и начали протестовать. Они были возмущены «кощунственным» изображением монахинь и католицизма и кричали «Радуйся, Мария» в мегафоны.
Российские православные активисты не отстали от западных коллег. Перед выходом фильма в отечественный прокат лидер православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин подал жалобу в Минкульт. Он утверждал, что картина противоречит новым поправкам в Конституцию и Стратегии национальной безопасности. Министерство культуры, в свою очередь, отказалось выдавать картине прокатное удостоверение. Помощница Ольги Любимовой заявила, что «в фильме присутствует сцена провокационного содержания, которое расценивается как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». «Искушение» до сих пор не вышло ни в кинотеатрах, ни на стримингах.
Два молодых гонщика, Риен и Ханс, а также их механик Иф беспечно проводят дни: гуляют, занимаются сексом и постоянно попадают в неприятности. Однажды они встречают девушку по имени Фиентье, и их жизнь круто меняется: кто-то понимает, что всё время был геем, а кто-то и вовсе едва не лишается жизни. Верховен снял фильм о взрослении, после которого страшно взрослеть.
Кого возмутило: голландских активистов, полицейских и критиков
Почему: Фильм задел сразу несколько болевых точек голландского общества 80-х: в нём демонстрировалось насилие по отношению к гомосексуалам, а в диалогах встречались сексистские и ксенофобские высказывания. Верховен встретил сопротивление в лице организации Nederlandse Anti Spetters Actie, специально созданной к выходу фильма. По слухам, за кадром одного ток-шоу, на котором режиссёр защищал свою работу, активисты пытались накрасить ему рот губной помадой — так издевались над одним из героев «Заводных».
Не оценили фильм и полицейские. Нидерландский профсоюз счёл изображение одиозных стражей порядка камнем в огород реальной правоохранительной системы.
Молодая танцовщица Номи приезжает в Лас-Вегас, чтобы стать звездой. Но, прежде чем добиться успеха, ей предстоит сделать первые шаги в стриптизе. Один из самых противоречивых фильмов Верховена возвёл пошлость в абсолют: герои говорят шаблонами из дешёвого софт-порно, а эротика показана с лоском телевизионной рекламы. То, что возмутило критиков и зрителей, на деле оказалось откровеннейшим троллингом американской культуры потребления, в котором женщина — вещь, а секс — аттракцион.
Кого возмутило: американских критиков
Почему: Легендарный Роджер Эберт и другие мейнстримные критики возмутились пошлостью и откровенностью фильма. Они ругали «Шоугёлз» за диалоги, китч, бесстыдную эксплуатацию секса и эротики. Как итог — 7 «Золотых малин» в 1996 году (включая антинаграды за худшего режиссёра и худший сценарий), а ещё одна — в 2000-м за худший фильм десятилетия. При бюджете в 45 миллионов долларов фильм с треском провалился в прокате, собрав вдвое меньше.
К счастью, время расставило всё по местам. «Шоугёлз» стал культовым фильмом, который пересматривают в шумных компаниях и на закрытых показах. Зрители устраивают вечеринки в стиле картины и цитируют любимые фразы героев. Кстати, Джим Джармуш и Квентин Тарантино на протяжении многих лет отчаянно защищают «Шоугёлз» — возможно, в том числе и их протекция подарила фильму Верховена вторую жизнь.