Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

40 лет назад вышел «Апокалипсис сегодня». Этот фильм изменил и продолжает менять нашу культуру

После премьеры фильма Френсиса Форда Копполы о войне во Вьетнаме не все сразу сошлись во мнении, что это один из самых смелых, ярких, оригинальных и резонансных военных фильмов в истории. Один критик написал даже, что такое тупое кино мог снять лишь умный и талантливый человек, а философ Жан Бодрийяр посчитал, что никакого реального осмысления войны в фильме нет. Спустя 40 лет после премьеры «Апокалипсиса сегодня» Film.ru пытается оценить влияние, которое эта масштабная картина оказала на мир.

Добавить в закладки
40 лет назад вышел «Апокалипсис сегодня»

Спустя 40 лет после выхода «Апокалипсиса сегодня» Film.ru пытается оценить влияние, которое эта масштабная картина оказала на мир.

«Полет валькирий» Рихарда Вагнера

«Полет валькирий» Рихарда Вагнера

Наверное, первое, что приходит в голову при словах «Апокалипсис сегодня» - это сцена с вертолетами, рассекающими небо под музыку из оперы Вагнера «Валькирия» 1870 года. Опера посвящена этим мифическим персонажам из скандинавской мифологии, которые забирают павших в бою воинов в Валгаллу, на праздник загробной жизни, где они будут готовиться к финальной апокалиптической битве, Рагнарёку. В кино она уже звучала до Копполы – Д.В. Гриффит выбрал ее для аккомпанемента своего одиозного эпоса «Рождение нации» в 1915 году. Эта музыка подчеркивает беспощадность войны, готовность психологически сломить врага и подготовить своих солдат к ужасу и неумолимому приближению битвы. С тех пор кинематографисты долго не ломают над выбором музыки, если надо показать войну, разрушение или просто снять триумфальную батальную сцену. Один из ярких примеров – Доктор Манхэттен, уничтожающий вьетконговцев в «Хранителях».  И к разговору о том, что жизнь имитирует искусство - «Полет валькирий» Рихарда Вагнера действительно использовался во время войны в Ираке для психического подъема американских войск во время зачисток города Фаллуджа в 2003 году, когда морпеховские «Хамви» врубали музыку на всю громкость, готовясь к самым напряженным боям американцев со времен Вьетнама. Искусство затем вернуло реальности услугу, когда использование Вагнера на всю катушку в Ираке было показано в «Морпехах» Сэма Мендеса (2005).

Полковник Куртц

Полковник Куртц

Загадочный антигерой фильма, которого сыграл набравший вес Марлон Брандо за гонорар в 3 миллиона долларов, как многие считают, был частично основан на персоне Тони По, офицера из отдела специальной деятельности ЦРУ, который был известен своими нетрадиционными методами запугивания противника. Куртц в исполнении Брандо получился настолько рельефным, что подмял под себя весь финал картины. И его влияние распространилось далеко за ее пределы – Джордж Лукас явно думал об этом персонаже, придумывая образ Дарта Вейдера. Если говорить о недавних блокбастерах, то в ремейке диснеевской «Книги джунглей» из Короля Луи сделали гигантскую версию героя Брандо, с еще более неразборчивой речью.  Еще большая обезьяна предстает в «Конге: Остров черепа» во время Вьетнамской войны. Если вам недостаточно приматов, то в «Планете обезьян: Революция» герой Вуди Харрельсона, полковник Маккалоу, явно произошел от потерявшего рассудок торговца слоновьей костью из романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада.

«Обожаю запах напалма по утрам!»

«Обожаю запах напалма по утрам!»

Многие из нас предпочитают утром аромат кофе или яичницы, но подполковник Килгор (Роберт Дювалл) не таков. В его словах чувствуется одновременно многое – патологический оптимизм, ничем не оправданный восторг, полное владение ситуацией и наплевательское отношение к жизни (и смерти).  Эта фраза пошла в народ и использовалась в самых разных фильмах – от «Симпсонов» до комедий Кевина Смита. Вы могли ее слышать, даже если никогда не смотрели фильм Копполы. Написал ее Джон Милиус, который позже снял такие столпы американского кинематографа восьмидесятых, как «Конан-варвар» и «Красный рассвет». Он не придавал ей особого значения и утверждал, что она как-то сама пришла ему в голову.

«Чарли не серфят!»

«Чарли не серфят!»

Гораздо больше Милиус гордится другой строчкой из фильма. Он рассказал, что сочинил ее под впечатлением от замечания бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона во время Шестидневной войны 1967. После победы в битве у Акабы Шарон гарпуном поймал несколько рыб в море, и, отведав их со своей командой, сказал: «Мы едим их рыбу». Этот эпичный ванлайнер, демонстрирующий превосходство победителя, тоже обрел долгую жизнь в культуре – от одноименной песни лондонских панков The Clash до названия одного из уровней видеоигры Call of Duty 4: Modern Warfare.

Песня “The End” The Doors

Песня “The End” The Doors

Вьетнамская война стала первой, происшедшей в эпоху рок-н-ролла. Поэтому решение начать картину с песни “The End” группы The Doors (изящное уже само по себе – начинать всегда лучше с конца) было, безусловно, удачным. Милиус во время написания сценария крутил исключительно Doors, а Фрэнсис Форд Коппола был знаком с их покойным лидером Джимом Моррисоном по совместному обучению в киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. The Doors в кино до Копполы использовал Мартин Скорсезе в своем фильме «Кто стучится в дверь ко мне» (1967). Но именно Коппола вывел посмертный культ певца на совершенно иной уровень: пару лет спустя Моррисон появился на обложке журнала Rolling Stone с упоительным заголовком – «Горячий, сексуальный и мертвый».

 

Знаменитое фото бронетранспортера у польского кинотеатра «Москва»

Знаменитое фото Криса Ниденталя бронетранспортера у польского кинотеатра «Москва»

13 декабря 1981 в Польше было введено военное положение генералом Войцехом Ярузельским – таким образом он боролся с независимым профсоюзом «Солидарность», который возглавлял Лех Валенса и в ряды которого вступило более 10,5 миллионов поляков. Самым популярным визуальным образом тех событий стала снимок фотографом Криса Ниденсталя бронетранспортера SKOT, стоящего перед варшавским кинотеатром «Москва», на котором красуется афиша «Апокалипсиса сегодня». Снимок был опубликован в журнале Newsweek и стал одним из первых, показавших военное положение в Польше зарубежным читателям.

Популяризация серфа в Азии

Популяризация серфа в Азии

Съемки фильма шли в небольшом рыбацком городке Балер на Филиппинах. Его жители впервые увидели серф в сцене, когда раздетый по пояс подполковник Килгор (Роберт Дювалл) в разгар самой свирепой атаки вьетконговцев больше озабочен тем, как оседлать волну на доске. «Если я сказал, что на этом пляже серфить безопасно, значит, здесь серфить безопасно, черт вас дери!». После окончания съемок съемочная группа оставила несколько досок любопытным местным жителям. С тех пор этот вид досуга распространился по всей стране, сделав Френсиса Форда Копполу крестным отцом филиппинского серфинга. Ведь режиссер ввел в фильм рок, наркотики, доски для серфа, девушек из Плэйбоя для того, чтобы показать, насколько они нелепо смотрятся в условиях военных действий.

Дональд Трамп путает напалм с оранжевым реагентом

Дональд Трамп путает напалм с оранжевым реагентом

Если вы знаете цитату про запах напалма по утрам, то, скорее всего, смотрели фильм Копполы внимательнее, чем президент США. На встрече с ветеранами вьетнамской войны в 2017 году Трамп поспорил с одним из них по поводу гербицида под названием агент «Оранж», применявшегося во Вьетнаме и уточнил, та ли эта штука из кино? Ветераны (некоторые из которых признались, что ненавидят фильм) начали объяснять, что у Копполы был напалм. Президент не сдал свою позицию, и сказал, что ветераны ошибаются, потому что фильм им не понравился. Вышло неказисто, но кино обсуждается до сих пор на самом высшем уровне – и будет обсуждаться еще долгое время. 

Текст: Илья Миллер
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?