29 лет назад в автокататстрофе трагически оборвалась жизнь Виктора Цоя, лидера группы «Кино» и одного из самых харизматичных представителей русского рока. Film.ru вспоминает лучшие образы певца, которые успели запечатлеть на пленке кинематографисты.
Дипломная работа режиссера Сергея Лысенко – это по сути дела, 4 клипа группы «Кино» («Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь», «Раньше в твоих глазах отражались костры», «Попробуй спеть вместе со мной» - из этих названий песен вполне получается расплывчатый синопсис короткаметражки), связанные подобием сюжета об инертном любовном треугольнике. У Цоя здесь нет реплик, да они и не очень нужны – настолько выразителен его взгляд. В какой-то момент его герою мерещится, как он лежит в черной одежде на операционном столе, а в роли хирургов выступают участники его группы – и этот эпизод приобретает, конечно же, некое потустороннее пророческое качество. Это одна из удач студенческого фильма, снятого в Киеве начинающим режиссером, который так и не сумел снять что-то более существенное. Главная удача – это участие в фильме самого Цоя. «Конец каникул» ясно дал понять, что камера очень любит этого костлявого, вертлявого корейца.
Советские рокеры активно снимались в студенческих фильмах (например, Вячеслав Бутусов и Настя Полева у Алексея Балабанова), потому что с их авторами в силу молодости можно было легко найти общий язык, и потому что в дипломных работах степень свободы была несравнимо больше, чем в официально утвержденных студийных фильмах. Цой вместе с Константином Кинчевым, Майком Науменко и другими членами Ленинградского рок-клуба оказались в объективе Рашида Нугманова, студента ВГИКа. Нугманов исследовал невиданный доселе пласт советского общества в его естественной сфере обитания приемами «синема верите» Дзиги Вертова - получасовой фильм получился чем-то средним между документальным и игровым. Даже название его уклонялось от модных тогда в среде документалистов прямых газетных формулировок (например, «Легко ли быть молодым»). Была в нем эстетика нечленораздельного и не поддающегося написанию вопля. Этот вопль потом внимательно изучал наставник Нугманова, Сергей Соловьев.
Потребовалось не так много времени, чтобы за питерских рокеров взялись потомственные режиссеры. Алексей Учитель подошел к проблемам молодежи, водившейся в котельной и прото-клубе «Камчатка» и на улице Рубинштейна, со всей ответственностью – и даже где-то перестарался, так как секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев потребовал вырезать из фильма некоторые сцены. По крайней мере, сцена в которой Виктор Цой описывает то, как трудится кочегаром в котельной и утверждает, что ни от чего не зависит и никому не верит, в фильме осталась. Учитель, который во время съемок интересовался роком исключительно как явлением, назвал свою студию по названию своего фильма – «Рок». А прямо в данный момент работает над игровым фильмом «47», реконструирующим гибель и похороны певца.
Самый яркий образ набиравшего популярность Цоя запечатлел Сергей Соловьев в своем пост-модернистском китче, который посмотрело 17,8 миллионов зрителей. Режиссер услышал в живом исполнении песню «Мы ждем перемен» и уговорил Цоя отложить ее выпуск и исполнить ее в финале своего фильма. Остальное – это история, расказанная многажды. Монументальному финалу картины Соловьева с тех пор пытаются подражать многие режиссеры, и удачнее всего получилось у Сергея Лобана в «Шапито-шоу».
Безоговорочно лучшая роль Цоя в кино – это одиночка Моро, противостоящий банде торговцев наркотиками. Фильм Рашида Нугманова стал лидером советского проката, собрав 14,6 миллионов зрителей, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1988 года. Картина Рашида Нугманова получилась совершенно вневременной – благодаря многочисленным вставкам советских эстрадных песен и телерадиопостановок в ней создавался какой-то параллельный, перегруженный медийными призраками мир. Этим, возможно, объясняется и интерес, который проявил к «Игле» основатель стиля киберпанк Уильям Гибсон, вместе с которым Нугманов начал сотрудничество над так и не воплотившемся в реальность из-за гибели Цоя советско-американским кинопроектом. В картине впервые в советском кино были открыто затронуты такие темы, как наркотики (в том же году вышла «Трагедия в стиле рок» на эту же тему) и экологическая катастрофа на Аральском море. Также в ней дебютировал в роли зловещего доктора Петр Мамонов, с чего началась его долгая и успешная карьера в кино. Цой смотрится действительно как последний герой, способный указать остальным на возможность выхода из серой советской реальности в блистательный мир мечтаний. Даже получив смертельное ножевое ранение, его герой, как и подобает нео-романтику, встает, закуривает сигарету и продолжает свой путь по заснеженной аллее. Эта финальная сцена сподобила одного из поклонников на крылатую фразу: «Цой не умер, он просто вышел покурить».