Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

5 лучших появлений Виктора Цоя на экране

29 лет назад в автокататстрофе трагически оборвалась жизнь Виктора Цоя, лидера группы «Кино» и одного из самых харизматичных представителей русского рока. Film.ru вспоминает лучшие образы певца, которые успели запечатлеть на пленке кинематографисты.

Добавить в закладки
5 лучших появлений Виктора Цоя на экране

Кадр из фильма "Конец каникул"

Дипломная работа режиссера Сергея Лысенко – это по сути дела, 4 клипа группы «Кино» («Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь», «Раньше в твоих глазах отражались костры», «Попробуй спеть вместе со мной» - из этих названий песен вполне получается расплывчатый синопсис короткаметражки), связанные подобием сюжета об инертном любовном треугольнике. У Цоя здесь нет реплик, да они и не очень нужны – настолько выразителен его взгляд. В какой-то момент его герою мерещится, как он лежит в черной одежде на операционном столе, а в роли хирургов выступают участники его группы – и этот эпизод приобретает, конечно же, некое потустороннее пророческое качество. Это одна из удач студенческого фильма, снятого в Киеве начинающим режиссером, который так и не сумел снять что-то более существенное. Главная удача – это участие в фильме самого Цоя. «Конец каникул» ясно дал понять, что камера очень любит этого костлявого, вертлявого корейца.

Кадр из фильма «Йя-Хха»

Советские рокеры активно снимались в студенческих фильмах (например, Вячеслав Бутусов и Настя Полева у Алексея Балабанова), потому что с их авторами в силу молодости можно было легко найти общий язык, и потому что в дипломных работах степень свободы была несравнимо больше, чем в официально утвержденных студийных фильмах. Цой вместе с Константином Кинчевым, Майком Науменко и другими членами Ленинградского рок-клуба оказались в объективе Рашида Нугманова, студента ВГИКа. Нугманов исследовал невиданный доселе пласт советского общества в его естественной сфере обитания приемами «синема верите» Дзиги Вертова - получасовой фильм получился чем-то средним между документальным и игровым. Даже название его уклонялось от модных тогда в среде документалистов прямых газетных формулировок (например, «Легко ли быть молодым»). Была в нем эстетика нечленораздельного и не поддающегося написанию вопля. Этот вопль потом внимательно изучал наставник Нугманова, Сергей Соловьев.

Кадр из фильма «Рок»

Потребовалось не так много времени, чтобы за питерских рокеров взялись потомственные режиссеры. Алексей Учитель подошел к проблемам молодежи, водившейся в котельной и прото-клубе «Камчатка» и на улице Рубинштейна, со всей ответственностью – и даже где-то перестарался, так как секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев потребовал вырезать из фильма некоторые сцены. По крайней мере, сцена в которой Виктор Цой описывает то, как трудится кочегаром в котельной и утверждает, что ни от чего не зависит и никому не верит, в фильме осталась. Учитель, который во время съемок интересовался роком исключительно как явлением, назвал свою студию по названию своего фильма – «Рок». А прямо в данный момент работает над игровым фильмом «47», реконструирующим гибель и похороны певца.

Кадр из фильма "Асса"

Самый яркий образ набиравшего популярность Цоя запечатлел Сергей Соловьев в своем пост-модернистском китче, который посмотрело 17,8 миллионов зрителей. Режиссер услышал в живом исполнении песню «Мы ждем перемен» и уговорил Цоя отложить ее выпуск и исполнить ее в финале своего фильма. Остальное – это история, расказанная многажды. Монументальному финалу картины Соловьева с тех пор пытаются подражать многие режиссеры, и удачнее всего получилось у Сергея Лобана в «Шапито-шоу».

Постер к фильму «Игла»

Безоговорочно лучшая роль Цоя в кино – это одиночка Моро, противостоящий банде торговцев наркотиками. Фильм Рашида Нугманова стал лидером советского проката, собрав 14,6 миллионов зрителей, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1988 года. Картина Рашида Нугманова получилась совершенно вневременной – благодаря многочисленным вставкам советских эстрадных песен и телерадиопостановок в ней создавался какой-то параллельный, перегруженный медийными призраками мир. Этим, возможно, объясняется и интерес, который проявил к «Игле» основатель стиля киберпанк Уильям Гибсон, вместе с которым Нугманов начал сотрудничество над так и не воплотившемся в реальность из-за гибели Цоя советско-американским кинопроектом. В картине впервые в советском кино были открыто затронуты такие темы, как наркотики (в том же году вышла «Трагедия в стиле рок» на эту же тему) и экологическая катастрофа на Аральском море. Также в ней дебютировал в роли зловещего доктора Петр Мамонов, с чего началась его долгая и успешная карьера в кино. Цой смотрится действительно как последний герой, способный указать остальным на возможность выхода из серой советской реальности в блистательный мир мечтаний. Даже получив смертельное ножевое ранение, его герой, как и подобает нео-романтику, встает, закуривает сигарету и продолжает свой путь по заснеженной аллее. Эта финальная сцена сподобила одного из поклонников на крылатую фразу: «Цой не умер, он просто вышел покурить».


Текст: Илья Миллер
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?