В далеком 2012 году, когда президент Marvel Studios Кевин Фейги объявил о старте работ над первой частью «Стражей Галактики», представленный публике концепт-арт с персонажами грядущего фильма вызвал настороженный интерес и откровенный хохот. Приключения команды землянина, пары разноцветных инопланетян, разумного енота и говорящего дерева слабо вписывалась в киновселенную Marvel того времени с суперсолдатами и филантропом в железном костюме. Но спустя два года премьера «Стражей» расставила все по местам — енот с деревом с боем пробились в сердца самых оголтелых скептиков и пустили там корни на долгие девять лет.
В девятилетнюю годовщину премьеры франшизы разбираемся, что выделяет сагу о космических раздолбаях из сонма супергеройских фильмов Disney.
Необычный сеттинг
Даже в глобальной иерархии киновселенной Marvel с магами, мультивселенной и квантовым миром сеттинг «Стражей Галактики» выглядит слегка инородно. Сотни планет и рас, космические пираты, биоинженерия, пилотируемая голова древнего божества – такое скорее встретишь в космооперах вроде «Звездных войн» или «Стартрека». Если вообще убрать упоминания других персонажей и событий Marvel, мир «Стражей» ничего не потеряет. Дисфункциональной семье наемников, путешествующей из галактики в галактику с целью подзаработать на нестандартных контрактах, и так хватает проблем вселенского масштаба.
Запоминающиеся герои…
Кстати, о наемниках: еще одним сильным местом франшизы можно без преувеличения назвать персонажей, которым не стыдно сопереживать с первых минут. Питер Квилл (Крис Пратт), он же Звездный Лорд, собирает команду из таких же побитых жизнью бродяг. Каждому есть чем зацепить зрителя, и бессменный режиссер «Стражей» Джеймс Ганн не стесняется прожимать все клавиши эмоционального фортепиано.
Вечное соперничество Гаморы (Зои Салдана) с сестрой Небулой (Карен Гиллан), незаживающее после потери семьи сердце Дракса (Дэйв Батиста), вселенское одиночество Грута (Вин Дизель) и душераздирающее прошлое циничного енота Ракеты (Брэдли Купер) – все надломы и складочки в судьбах главных героев «Стражей» основаны на базовых проблемах, близких многим зрителям. Ну и немного на манипуляции, конечно, Ганн не был бы собой, если бы не использовал бюджетные трюки, позволяющие чуть сильнее тронуть сердца фанатов.
…и понятные злодеи
Антагонисты – вечная проблема Marvel. Чаще всего по ту сторону добра оказываются блеклые персонажи с комплексом бога и мотивацией призрака. Между тем хороший злодей должен иметь уникальную связь с героем, враги дополняют друг друга и делают историю живой. Поскольку главная тема «Стражей Галактики» — семья, то и противниками команды во всех трех фильмах выступают такие семейные антиподы. Небула и Ронан Обвинитель (Ли Пейс) из первой части – отравленная пуповина, которую перерезает Гамора, ведет к садисту-отцу Таносу. Биологический отец Питера Квилла целестиал Эго (Курт Рассел) во вторых «Стражах» оказывается маньяком, мечтающим о геноциде вселенских масштабов. Эго открывает Звездному Лорду глаза на то, что иногда биологическая связь — не главное. Антагонистом финальной части трилогии стал Высший Эволюционер (Чукуди Ивуджи): виновник душевных травм Ракеты и нестабильный создатель целых рас тоже является отцом, несущим лишь боль и разочарование.
Музыка нас связала
Лучше, чем прописывать сломанных внутри персонажей, у Джеймса Ганна получается только подбирать саундтреки. Важной частью истории «Стражей» всегда был кассетный (а затем и mp3-плеер) Walkman Питера Квилла, который он получил от умирающей матери (а заодно и микс хитов 70-х). Трилогия начинается и заканчивается под Come and Get Your Love группы Redbone – очередная эмоциональная манипуляция, но бьющая так точно в цель, что сил нет ей противиться. Но кроме лицензированной диегетической музыки у «Стражей Галактики» есть еще и эпичная заглавная тема, написанная композитором Тайлером Бейтсом, не уступающая работе Алана Сильвестри для «Мстителей» и, пожалуй, самая запоминающаяся из прочих композиций киновселенной Marvel.
Жанровый баланс
Последним в списке (но не по значению) отличительных плюсов «Стражей Галактики» идет уникальный баланс комедии и драмы. Marvel всегда отличал легкий тон повествования и юмор, но «Стражи» продавались зрителю как исключительно смешное приключение дурашливых героев в немного безумном мире. Однако, если присмотреться, каждый гэг Ганн уравновешивает релевантным драматическим событием, и наоборот. В момент высочайшего напряжения кто-нибудь из команды выкинет глупость: Дракс неуместно пошутит или Квилл задаст совершенно отстраненный тупой вопрос, а Ракета выдвинет очередной членовредительский план просто потому, что ему весело. Так зрители еще больше вовлекаются в повествование, а супергеройский пафос заземляется, делая персонажей ближе и понятнее.
Сейчас киновселенная Marvel переживает не лучшие времена. Ворох сомнительного качества проектов, скандалы и забастовки не идут на пользу и так исписавшимся авторам супергероики. Зрители наелись повторяющимся из фильма в фильм сюжетом, а аудитория, на восторгах которой Кевин Файги изначально построил свою империю, попросту выросла. И заключительная часть «Стражей Галактики» на фоне трескающихся глиняных ног диснеевского колосса стоит самобытным монолитом имени Джеймса Ганна. Да, «Стражи» все такой же киноаттракцион, за неполные десять лет повзрослевший, но не растерявший ни капли юношеского задора и душевности. А это ли не то, что нам надо?