![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
В начале марта завершился второй сезон «Моей гениальной подруги» — сериала HBO, созданного по мотивам «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте, одного из самых популярных литературных циклов прошлого десятилетия, который среди прочего пользовался бешеным успехом в России. Рассказываем, почему проект будет интересен не только фанатам книг, но и обычным зрителям, не знакомым с историей подруг Лилы и Лену.
Монументальный первоисточник
«Неаполитанский квартет» — цикл, объединяющий четыре романа писательницы Элены Ферранте. В начале 2010-х его популярность вышла за границы родной Италии, и «квартет» стал международным феноменом с миллионными тиражами и редкой в наше время «влиятельной книгой», влюбляющей в себя читателей. Это история двух подруг, а точнее, одной дружбы — кроткой Лену и уверенной в себе Лилы. Девушки живут в бедном районе Неаполя 1950-х и делают все, чтобы сбежать из грязи и разрухи: первая с головой уходит в учебу, вторая выходит замуж за местного предпринимателя. Однако роман не зацикливается на двух героинях и их во многом токсичной дружбе: Ферранте смещает фокус на окружающих их сверстников, других обитателей квартала, родителей и детей. Итоговый результат — номинально мыльная опера, но не лениво подкидывающая сюжетные повороты, а талантливо смешивающая историю послевоенной Италии, социальную драму и литературный психологизм. Это большая литература в формате доступного «женского романа» и попросту одна из главных книг XXI века, легко оправдывающая всемирную популярность. Это национальный феномен с гордым статусом международного бестселлера. Неудивительно, что каждый эпизод сериала в Италии смотрит от 6 до 7 миллионов человек — практически каждый десятый житель страны.
Отличная костюмированная драма
Однако даже в отрыве от первоисточника сериал «Моя гениальная подруга» прекрасно работает как отдельное произведение. Во-первых, это отличная костюмированная драма, вдохновленная итальянским неореализмом, о формировании личности в тяжелой социальной среде. Все, что касается продакшена сериала, сделано на высочайшем уровне: для съемок специально построили огромный неаполитанский квартал, который будет преображаться по сюжету, а для каждого из десятков героев сшили по несколько аутентичных костюмов. Во втором сезоне у сериала к тому же заметно вырос бюджет — во многих эпизодах присутствует массовка на несколько сотен человек, вокруг воссозданы десятки атрибутов эпохи: от вывесок и плакатов до целых автомобилей. Благодаря этому титаническому труду создается редкое ощущение аутентичности, достоверности того, что видишь на экране. Возможно, виновата сама эпоха послевоенной Италии, которую в наше время редко можно встретить на больших и малых экранах, но «Моя гениальная подруга» — это, кажется, единственный достойный конкурент дорогостоящему сериалу Netflix «Корона».
Познавательный исторический сериал
«Моя гениальная подруга» — это не просто драма, которая начинается в середине XX века, но и довольно познавательный исторический сериал, во всей красе демонстрирующий портрет Италии, медленно встающей с колен после разрушительной Второй мировой войны. Общество до сих пор страдает из-за классового неравенства, в страну приходит вторая волна феминизма, пропасть между поколениями становится окончательно непреодолимой: молодые люди спокойно отказываются от наследства, проникаются коммунистическими идеями и бросают учебу с твердым намерением изменить мир. Они поддерживают массовые забастовки рабочих, даже не подозревая, что скоро в соседней Франции произойдут эпохальные майские события 1968 года, которые изменят мир и вдохновят миллионы студентов по всему миру. Сюжет «Моей гениальной подруги» напрямую зависит от динамично меняющейся эпохи, а герои становятся непосредственными участниками ее событий.
Сливки итальянского кинематографа
Конечно, экранизация «Неаполитанского квартета» была делом времени, но показательно даже не то, что был выбран нужный для нее формат — не четыре полнометражных фильма, а четыре сезона сериала, еще и в сотрудничестве с HBO, — а люди, стоящие за ней. За «Мою гениальную подругу» отвечает Саверио Костанцо — режиссер, снявший «Голодные сердца», пронзительную драму о родительской любви с Адамом Драйвером. Продюсирует сериал сам Паоло Соррентино, а в качестве приглашенной постановщицы второго сезона выступила Аличе Рорвахер, известная по фильмам «Чудеса» и «Счастливый Лазарь», отмеченным престижными наградами Каннского кинофестиваля. Однако главная фамилия в титрах принадлежит самой Элене Ферранте, которая не только продюсирует сериал, но и является сценаристом каждого эпизода. Остается гадать, как именно в условиях ее полной анонимности ведется работа над сценарием, но факт остается фактом: писательница не бросила свое детище на произвол судьбы и решила помочь создать действительно образцовую экранизацию своего «квартета».
Больше, чем просто экранизация
Благодаря совместным усилиям создателям сериала удалось не только бережно перенести первоисточник на малые экраны, но и вдохнуть в него новую жизнь из-за смены медиума. «Моя гениальная подруга» — это не просто дословная экранизация, лениво воспроизводящая текст романа, а произведение, активно работающее с возможностями визуального языка: вместо монологов героини, осмысляющих происходящее (текст написан от первого лица), создатели ищут правильные ракурсы и образы, которые могли бы продемонстрировать зрителю, донести до него то, что детально описано в книге. При этом создатели умудрились сохранить главную силу первоисточника: романы Ферранте хотелось читать взахлеб, переворачивать страницу за страницей, чтобы как можно скорее узнать, чем закончится история Лену и Лилы. Эпизоды сериала также хочется смотреть залпом, как можно дольше оставаясь в мире подруг и меняющейся на их глазах Италии. Не важно, читали вы романы или знакомитесь с историей впервые, «Моя гениальная подруга» способна увлечь зрителя. Главное — дать ей шанс.