В прокат вышел «
Вспоминаем еще 5 отличных психологических триллеров про месть — от Ханеке до Скорсезе.
В фильмах австрийца Михаэля Ханеке проглядывалось увлечение VHS — в «Видео Бенни» подросток пересматривал кассету с убийством свиньи, которая вдохновила его убить и заснять смерть подруги. В «Скрытом» литературный критик обнаруживает коробку, набитую кассетами со скрытыми записями его жизни, — метафора из «Шоссе в никуда» (там герой тоже получал кассеты) у Ханеке превращается в реальную угрозу. Герой понимает, что за ним следит старый знакомый, но врагов из прошлого он вспомнить не может. Полиция отказывается помогать, поэтому семье остается только беспокойно гадать, что нужно загадочному вуайеристу и каким будет его следующий шаг.
Голландец Пол Верховен в первую очередь известен как режиссер фильмов из американского периода творчества — «Робокоп», «Основной инстинкт», «Вспомнить все». Однако совсем недавно вышел сенсационный (место в списках лучших фильмов года и две премии «Сезар») французский триллер «Она» с великой Изабель Юппер в главной роли. Это метафоричная, полная недомолвок и открытая к интерпретациям история женщины, которая становится жертвой изнасилования в собственном доме. Из-за семьи, печально известной на всю страну, она не обращается в полицию и начинает игру с насильником, который сообщает, что постоянно следит за ней.
Режиссерский дебют актера Джоэля Эдгертона стал небольшой сенсацией — параноидальный «Подарок» стал чуть ли не первым триллером о мести за прошлое, который смог вплотную подобраться к «Скрытому» Ханеке. В жизни молодоженов Робин и Саймона появляется неуклюжий и неуверенный в себе Гордо — одноклассник Саймона, который подозрительно часто идет на контакт с семьей. Когда Гордо прямо просят отстать, он робко уходит в сторону, но у Робин начинается паранойя — ей кажется, что она не одна дома. Саймон в это время идет по головам коллег, чтобы получить повышение, и не подозревает, что Гордо вовсю готовит план мести за школьное прошлое.
Иранец Асгар Фархади стал одним из немногих режиссеров с двумя фильмами, отмеченными премией «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Первый — домашний детектив «Развод Надера и Симин», второй — триллер о мести «Коммивояжер». В качестве лирического отступления скажем, что вторую статуэтку иранец получил скорее как ответ на политику Дональда Трампа, но это не так важно. «Коммивояжер» — тот редкий тип фильма, в котором удачно сочетается выдуманный сюжет и реальное произведение искусства. Герои фильма — пара, актеры, которые ставят в театре «Смерть коммивояжера» Артура Миллера, пьесу о постоянном унижении. С унижением они сталкиваются и в реальной жизни (особенно для мусульманского общества) — на девушку нападают, ее кто-то насилует, а мужчина идет на все, чтобы найти виновника.
В разгар конфликта «Мартин Скорсезе против Marvel» можно услышать очень глупый аргумент в пользу детища Кевина Файги: дескать, Скорсезе-то снимает один и тот же фильм про гангстеров, так что не ему говорить про «конвейер». «Мыс страха» — отличный пример не самого типичного для режиссера фильма. Это такой триллер категории «Б», который будто снял Брайан Де Пальма (есть даже его излюбленный прием — зональные линзы/split diopter), — история вышедшего из тюрьмы насильника Макса (подкачанный и татуированный Роберт Де Ниро), который решает испортить жизнь адвокату, скрывшему на суде важную для дела информацию. Под горячую руку также попадают жена и дочь-подросток адвоката.