Жизнь российской провинции сложна, непредсказуема и наполнена драматическими сюжетами, но наш кинематограф редко к ней обращается, сосредоточившись на историях из двух столиц. Памятуя о том, как необъятна Россия, мы выбрали 5 фильмов о провинциальных жителях, которых система ставит перед сложным выбором.
Николай любит Амстердам, но живет в Подольске, мечтает о музыкальной карьере, но занимает скромную должность в районной газете. Внезапное задержание московской полицией вовлекает его в смешной и страшный аттракцион, исход которого невозможно предсказать. Подозрительно эрудированные полицейские экзаменуют Николая на знания из истории Подольска и поют гимн Москвы, но причину задержания рассказывать не спешат.
Кафкианская фабула картины трансформируется по ходу действия в «Забавные игры» Ханеке и «Семь психопатов» МакДоны, чтобы, описав дугу, вернуться в пространство русского абсурда. Фильм, где полицейский, задорно крича, выстукивает на барабанах название газеты, в которой трудится главный герой («Го-лос Ю-А-О!, Го-лос Ю-А-О!»), меньше всего похож на хохму: скорее это попытка отрефлексировать, почему мы так сильно не хотим меняться, если недовольны всем, что происходит вокруг.
«Человек из Подольска» был показан в этом году на «Кинотавре» и получил приз за музыкальное решение фильма. Кстати, исполнитель главной роли Вадик Королев – лидер инди-группы OQJAV.
В занесенном снегом селе живет пастух Иван Сергеевич (Иван Лашин). Каждое утро Иван Сергеевич убирает навоз и кормит коров. Однажды в деревню приезжает незнакомый мужчина и предлагает Ивану Сергеевичу работу в городе. Пастух соглашается, но на поверку оказывается, что городские цинично используют его, как сельского олуха, в своих криминальных схемах.
До боли честная драма про две России, обманутую и обманывающую, выполненная максимально просто и без изысков. Метания по заснеженным спальным районам, преисполненные мечтами о прекрасном будущем, столкновения с прощелыгами всех мастей, обед в «Макдоналдсе» как символ провинциального благополучия и неминуемая трагедия в конце. Сновидения Ивана Сергеевича, вырывающие его на мгновения из жестокой реальности, иллюстрируют, как тревожно далеки могут быть «проекты» от их удачного воплощения.
Главному герою фильма Лёне (Александр Яценко) 20 лет. Он вырос в небольшом городке, где есть только один детский сад, одна школа и один завод. Будущее большинства горожан заранее предопределено. Но неожиданно завод закрывается, и Лене приходится определяться со сферой деятельности.
Непутевому, но работящему парню предстоит чинить табуретки, латать дорожные дыры и рыть ямы под поперечные столбы бок о бок с «человеком-пестиком» и «человеком-ведром», чтобы очутиться, наконец, на борту баржи, сконструированной из старого трактора и ржавого металлолома и уплыть к новым горизонтам.
Медитативная, неспешная картина показывает российскую провинцию как царство спящих, где тихая апатия – синоним реальности. Оставаться здесь тягостно, но еще тяжелее сбежать. При кажущемся упадничестве фильм Хлебникова ироничен и легок, а перипетии взросления героя вызывают нешуточную ностальгию: каждый из нас когда-то ощущал (или вдруг ощущает сейчас), как сквозь сор окружающего мира пробивается его единственная и неповторимая молодость.
Режиссерский дебют Натальи Мещаниновой рассказывает о непритязательных буднях молодых людей в дымном индустриальном Заполярье. Они разрываются между скромными перспективами устроиться на завод и желанием навсегда уехать на Большую землю. Света любит жениха, который уехал на юг и теперь живет у нее в скайпе, и ненавидит Надю, из-за которой тот отморозил в сугробе ноги. Надя любит Юрия, Дрон – Свету, Шкарупа – шашлыки и водку, Сережа и Яна – друг друга и свою музыкальную группу, украшение заводской самодеятельности.
Похожий сразу на «Маленькую Веру» и «Свободное плавание» (Мещанинова вскоре станет полноценным соавтором Хлебникова), «Комбинат “Надежда”» с первого взгляда может показаться дешевой фестивальной чернухой, наполненной матами, алкоголизмом и тотальной безнадегой. Но харизматичная режиссура, сильная реализация идеи подросткового бунта и органичный каст быстро затягивают, заставляя сопереживать героям и их сложному пути к счастью. Последние несколько минут фильма бьют зрителя наотмашь, опровергая распространенный тезис о кризисе концовок в российском авторском кино.
Нельзя в подборке обойтись без упоминания этой жемчужины советского кино. «Белые росы» рассказывают о жителях белорусской деревни, которую должны снести в угоду разрастающемуся городу. Старики оплакивают хозяйство и дома, а молодые топят неопределенность в вине или терпеливо ждут своей участи.
Для героев «Белых рос», снятых незадолго до перестройки и наполненных предчувствием скорой катастрофы, главный ресурс – это человечность: сельские жители показаны как неисправимые оптимисты, ставящие доброту и взаимную выручку в основу отношений друг с другом, несмотря на сложности, которые им предначертаны.
«Обломал немало веток, наломал немало дров», – напевает Вася, иронизируя над собственными злоключениями. Выбившаяся некогда в лидеры советского кинопроката картина и сейчас вызывает эмоции, провоцирующие позвонить родственникам, живущим далеко за пределами столиц.