Гангстеры всегда были под прицелом кинокамер, но их романтизации к XXI веку заметно поубавилось. На сцену вышли новые картины, переосмысляющие криминальное наследие серьёзных парней в пиджаках. Рассказываем о тех из них, которые ещё долго будут обсуждать и которые имеют все шансы стать настоящей классикой.
Новая картина Джоша Транка повествует о последнем годе жизни некогда великого гангстера Аль Капоне. Во время тюремного заключения его окончательно подкосили сифилис и психические проблемы. Так знаменитый преступник со шрамом на всё лицо превратился в иссохшего глупого старика. По сигаре медленно спускаются слюни, дом забит комплектами памперсов, а мафиози пищащим хриплым голоском настойчиво требует удовлетворить все его прихоти. В отличие от «Ирландца» Скорсезе, который тоже говорил о постепенном угасании культовых гангстеров, «Лицо со шрамом» больше фокусируется на телесности, а ещё очень странно погружает зрителя в жуткие дементные будни героя, во время которых он то переживает кошмарные воспоминания об убийствах, то испытывает муки совести.
Монументальная работа Мартина Скорсезе о трудном пути и постепенном угасании американской мафии. Режиссёр пытался адаптировать реальную историю на протяжении многих лет, но согласился ему помочь только Netflix. В результате трёхчасовое полотно с омоложенными Робертом ДеНиро и Аль Пачино было номинировано на кучу престижных премий и обрело верных фанатов. Можно, пожалуй, придираться к странным техническим решениям (в том числе к компьютерной графике), но не поддаться очарованию олдскульной формы «Ирландца» всё равно сложно. Это своего рода magnum opus, фильм, который подводит важный итог не только криминальной тематике, но и всему творчеству великого режиссёра.t
Без комедийного осмысления мафии мы вряд ли обойдёмся. И пускай Гай Ричи снимал такие фильмы и раньше, «Джентльмены» крайне удачно встроились в контекст. Одновременно олдскульный и осовремененный, его новый фильм показывает эволюцию британских бандитов. Когда-то они искали алмазы и боролись с цыганами в грязных плащах. Сейчас они напялили стильные пиджаки, ведут себя как настоящие джентльмены и пытаются решить вопросы мирно. Правда, у Ричи мирно никогда не было, поэтому в один момент все принципы потеряют значимость, а героям придётся показать, кто в этих джунглях главный лев. Если вы ждали возвращения культового режиссёра, то это идеальный вариант.
Экранизация книги «Искусство жестокости: взлёт и падение близнецов Крэй», поставленная Брайаном Хелгелендом. Фильм рассказывает о двух братьях, Реджи и Ронни, которые возглавляли группировку Ист-Энда. Стать новым Скорсезе, быть может, режиссёру и не удаётся, а вот провести внушительный экскурс по преступному миру 60-х выходит вполне зрелищно. Обходясь без радикальной ревизии, он всё же умудряется снять типичную жанровую историю по-своему очаровательно. Да и два Тома Харди на экране, которые в одном эпизоде даже дерутся, — по-хорошему странное развлечение на вечер. Если щегольские костюмы и приторное воссоздание эпохи вам не по душе, перформанс звезды фильма это исправит.
Неоднозначный фильм с прекрасным актёрским составом. Картина Скотта Купера довольно сухо, чуть ли не по-журналистски пытается рассказать историю известного преступника Уайти Балджера (Джонни Депп). Авторы очеловечивают гангстера и показывают обыденные стороны его жизни, но также не боятся демонстрировать и страшные поступки главного героя. Это стандартное голливудское жизнеописание, впрочем, скрашивает Депп. Пожалуй, именно его лучшая работа последних лет и делает образ Балджера одним из ярчайших экранных гангстеров второго десятилетия XXI века.