В российский прокат выходит десктоп-хоррор «Астрал. Онлайн» — фильм о друзьях, решивших вызвать духов во время карантина. Собравшись в Zoom вместе с профессиональной спириткой, они проводят обряд, который, как это всегда бывает в ужасах, заканчивается плачевно. Рассказываем об этой, а также о других картинах, действие которых происходит на экранах мониторов.
В первой половине 2020 года Роб Сэвадж решил разыграть друзей: позвонил им в Zoom и сказал, что весь день слышал странные звуки на чердаке. В конце, когда режиссёр всё-таки осмелился залезть наверх, на него ожидаемо напало чудище, а приятели, которым не повезло принять видеозвонок, пытались понять, шутка это или реальность. Видео завирусилось, а Сэвадж и стриминг-сервис Shudder решили выпустить фильм по мотивам. Host (или, как его назвали наши прокатчики, «Астрал. Онлайн»), правда, ничего общего с этим пранком не имеет: разве что стилистика десктоп-хоррора на месте, а один незамысловатый сюжет сменил другой.
Несмотря на вроде бы прогрессивную форму, это кино очень архаично. Снова вызывание духов, снова потусторонние гости, хлопающие двери и страшные шорохи за спиной: для Сэваджа десктоп – это всего лишь инструмент сторителлинга, который не диктует содержание, в отличие от, скажем, «Убрать из друзей 2», а его видоизменяет. Ни тебе размышлений о зловещих тайнах Сети, ни уж тем более проблематики человеческой коммуникации во время самоизоляции. Просто представьте, что Джеймс Ван (в лучшей своей форме, разумеется) решил отдохнуть от «Заклятий» и снял фильм, где каждый джампскейр бьёт в точку, а странный шум рядом с героями каждый раз вызывает дискомфорт. И всё это на экране вашего компьютера, планшета или телефона. А теперь вот и в кино.
«Убрать из друзей» — бестолковый жанровый аттракцион, который, справедливости ради, и работает неисправно. Другое дело его продолжение от Стивена Саско — выверенный умный хоррор о зле в закромах Интернета и людях, не подозревающих, как много опасности кроется за экранами их устройств. Сюжет привычно незамысловат: Матиас покупает ноутбук с рук и вскоре выясняет, что на жёстком диске лежит множество видеозаписей с пытками людей. Друзья, которые в это время общаются с ним через Skype, равно как и сам герой, вскоре станут мишенями для обитателей даркнета, которые сделают всё возможное, чтобы вернуть себе файлы. На удивление, выходит жутко и необычно с точки зрения сеттинга. Даркнет сам по себе — вещь, почти не освоенная кинематографом, и продолжение «Убрать из друзей» хотя и совсем немного, но открывает завесу тайны, показывает зрителю мир, который в его фантазиях не настолько пугающ.
Элизабет пишет научную работу по социологии и изучает поведение и мотивы людей из чат-рулетки. Переходя от одного незнакомца к другому, она вскоре становится свидетелем убийства в прямом эфире. Так девушка становится целью психопата, в чьё существование отказывается верить полиция, но чьё присутствие будет ощущаться не только в Интернете, но и в реальной жизни. «Смерть в Сети» стал одним из первых фильмов, популяризировавших десктоп-хоррор. Скромный бюджет в 500 тысяч долларов, правда, так и не окупился, однако о картине по-прежнему вспоминают как об одном из полнометражных мастодонтов жанра. Сталкинг, вопрос сетевого одиночества и сетевой безопасности, мрачные уголки Интернета — в общем, есть о чём поразмышлять.
Разговоры по Интернету в «Пропавшей Меган» происходят между собственно самой Меган и её подругой Эми (а ещё между ними и их знакомыми). Подруги общаются после школы, упиваются бессмысленными беседами, а сам фильм напоминает, в общем-то, вполне себе безобидное кино о юности в новомодном формате десктопа. Всё меняется, когда главная героиня начинает общаться с незнакомцем. Эта встреча поставит под угрозу не только её жизнь, но и жизнь Эми. Фильм Майкла Гои можно критиковать и за актёрскую игру, и за использование псевдодокументалистики в тех ситуациях, в которых в реальности она не используется, но даже при всём этом картина остаётся примечательным для жанра примером. Если «Смерть в Сети» вывел формат в мейнстрим, то «Пропавшая Меган», предшествовавшая успеху, сделала важный вклад в знакомство локальной публики с десктопом.
Ник (Элайджа Вуд) — огромный фанат актрисы Джилл Годдард (Саша Грэй), который ведёт её страничку в соцсетях и мечтает встретиться с девушкой в реальной жизни. Однажды ему выпадает такой шанс: герой выигрывает ужин с кумиром. Впрочем, даже здесь удача обойдёт его стороной — вскоре он окажется втянут в покушение на Джилл и постарается спасти её жизнь. Важно заметить, что даже этот сюжет разворачивается на экране монитора. Ближе к концу, правда, фильм выходит за эти рамки, но «Открытые окна» не прерывают разговор о Сети, фанатстве и сталкинге. У хоррормейкера Начо Виголандо есть картины и позатейливее, хотя именно эта идеально подходит людям, которые хотят познакомиться с форматом десктопа.