Безжалостная и унизительная эксплуатация образа великой джазовой певицы.
В теплом семейном кругу музыкальных байопиков («Рокетмен», «Богемская рапсодия», «Дэвид Боуи. Человек со звезды», «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной») не самое ожидаемое пополнение: в мировой прокат, а затем и на стриминговые площадки вышел фильм «Обратно во мрак» (ориг. название Back To Black), посвященный жизни и творчеству Эми Уайнхаус — эстрадно-джазовой певицы, обладающей уникальным голосом и неразбавленной любовью к музыке. Экстраординарный стиль Эми, ее сумбурный нрав, скандальные выходки и невероятно трагические отношения с алкоголем, наркотиками и мужчинами могли бы стать прекрасным материалом для традиционного голливудского байопика, однако судьба распорядилась по-другому.
Красные флажки «Обратно во мрак» начал показывать с самого начала: находящаяся во главе производства StudioCanal UK сделала самый неоднозначный выбор режиссера — Сэм Тейлор-Джонсон — и исполнительницы главной роли — Мариса Абела. Первая успела уничтожить свою карьеру стерильной эротической трилогией «50 оттенков серого», вторая не успела запомниться ничем, кроме небольшой роли в сериале «Индустрия». Сгущал краски и тот факт, что в числе создателей «Обратно во мрак» значится отец покойной певицы Митч Уайнхаус — тот, самый, который заработал кучу денег на продаже ее личных вещей, а также пытался организовать мировой тур с участием ее голограммы (к счастью, от него отказались по этическим причинам). В 2015 году Митч публично осудил посвященную памяти дочери документалку «Эми» режиссера Азифа Кападиа, назвав ее «кошмаром», который «вводит зрителей в заблуждение» и «превращает его в злодея». Создавалось впечатление, что «Обратно во мрак» суждено стать байопиком-антиподом «Эми», фильмом, который восстановит медийную репутацию Митча и в очередной раз позволит ему обогатиться на доброй памяти дочери. Но то, что получилось в итоге, оказалось гораздо, гораздо хуже.
Сюжет «Обратно во мрак» стартует с раннего этапа карьеры Эми Уайнхаус (Мариса Абела): девушка живет вместе со своим отцом (Эдди Марсан) и бабушкой (Лесли Мэнвилл) в Лондоне, записывает песни на демо и надеется когда-нибудь прославиться. Одна из записей Эми попадает в руки Нику Шимански (Сэм Бьюкенен), который помогает ей записать дебютный альбом Frank. Примерно в это же время Эми знакомится с главной любовью своей жизни Блейком Филдер-Сивилом (Джек О’Коннелл), который подсаживает ее на наркотики. Разрушительный роман с Сивилом вдохновляет творчество Эми, но полностью разрушает ее изнутри.
Как и ожидалось, фильм начинается, продолжается и заканчивается комплиментарным подходом к персонажу Эдди Марсана, который изображает невероятно заботливого отца, готового пойти на все ради счастья и здоровья дочери. Митч появляется во всех ключевых моментах творческой карьеры Эми (даже там, где его никогда не было), дарит море безусловной поддержки и в целом выступает жертвой сложившейся ситуации. Роль же злодея в фильме уготована самой певице: с первых сцен она предстает в образе карикатурной «плохой девочки», находящейся в вечной борьбе с системой и собственными «тараканами». Сценарист «Обратно во мрак» Мэтт Гринхал, который успел поработать с Сэм Тейлор-Джонсон над другим музыкальным байопиком, «Быть Джоном Ленноном», единственной удачной работой в карьере режиссера, трансформировал природную непосредственность певицы в элементарное хамство, расслабленные манеры в вульгарность, а сложные психологические проблемы — в обычные детские причуды. Более того, Гринхал намеренно исказил множество важнейших фактов биографии певицы: по версии фильма, Эми начала употреблять по собственной воле, в то время как в реальности на запрещенные вещества ее подсадил бойфренд; в финале ее смерть связывают с уходом того же Сивилла, на самом же деле Уайнхаус скончалась в результате целого ряда факторов и намного позже их расставания.
В отличие от Рами Малека, исполнительница главной роли Мариса Абела в фильме поет сама и делает это отлично, однако несколько удачно скопированных «живых» номеров Эми Уайнхаус не отражают истинной природы ее отношений с музыкой. Уайнхаус была настоящей джазовой интеллектуалкой, экспертности которой поражались даже именитые артисты жанра. Она обладала невероятным талантом, но что самое важное, всегда знала, чем и как наполнить свои песни. «Обратно во мрак», несмотря на референс к названию одноименного альбома, говорит о музыке Уайнхаус лишь нативно: Тейлор-Джонсон подходит к ее творчеству со старанием троечницы, которая ни черта не смыслит в материале. Куда больше постановщицу интересует скандальная хроника жизни певицы: пьяные потасовки с бойфрендом, побеги от папарацци и небрежное отношение к фанатам (которого, кстати, никогда не было). В свои лучшие моменты «Обратно во мрак» вещает не с сюжетной, а с технической стороны: уходит от скучных «восьмерок» к ручной камере, играет в клиповый монтаж, создает эффект театрального освещения и включает на фоне полузабытые джазовые хиты (за подборку песен тут, кстати, отвечает Ник Кейв). Но большую часть времени фильм просто эксплуатирует узнаваемый образ певицы во вполне очевидных целях.
Если, конечно, бойфренд втихую не подсыпАл ей дурь в чашку утреннего кофе.
Будучи женщиной-режиссером, теперь накрылась её карьера.
Это мужикам дают по 5 раз возможность реабилитироваться (см.Снайдер тот же), а женщину всё, до первого факапа только держат.
Увы