Этой темы касались все великие художники и художницы, ее не избежать ни в кино, ни в искусстве. Собрали, может, и не самую позитивную, но необходимую подборку фильмов, где одним из центральных персонажей является сама смерть.
Уже по названию картины Джима Джармуша можно догадаться, о чём в ней пойдёт речь. Медитативный вестерн с Джонни Деппом в главной роли переосмысляет не только жанр, но и саму смерть, присутствием которой здесь пропитана каждая сцена, ― она звучит везде, от гитарных рифов Нила Янга до отрывков из поэзии Уильяма Блэйка (строки Some are born to sweet delight and some are born to the endless night навсегда засядут в памяти после просмотра).
По сюжету главный герой ― только что потерявший родителей счетовод Уильям Блэйк ― приезжает на Дикий Запад за работой. Но вместо этого получает пулю в грудь и внезапно становится целью охотников за головами. На помощь ему приходит индеец по имени Никто, который принимает его за тёзку-поэта и сопровождает в его финальное странствие, оставляя за собой и Блэйком кровавые следы.
Он заставил всех ненавидеть «Необратимость», испытать отвращение ко «Входу в пустоту», проклинать «Любовь» и даже попробовать «Экстаз». Теперь же Гаспар Ноэ решил опустошить всех «Вихрем». Последняя на данный момент работа режиссёра поднимает тему смерти, да так, что потом с трудом получится встать.
Фильм Ноэ снял после того, как сам оказался при смерти ― у режиссёра случилось внутримозговое кровоизлияние, чуть не отправившее его на тот свет. Как следствие на свет появился «Вихрь» ― кино о том, как смерть медленно, но решительно наступает всем нам на пятки. Только в этот раз целью Гаспара вовсе не была провокация, тут даже нет привычных ему стробоскопов и других головокружительных приёмов, но есть настоящая тихая жизнь (и смерть), уже одним этим способная довести до истерики.
Румынская новая волна, представителем которой является Кристи Пую, тоже способна сокрушать своим реализмом. Картина не только стала одним из главных шедевров на родине, но и была признана в Каннах, получив награду в программе «Особый взгляд», и на других кинофестивалях.
По сюжету господина Лазареску, живущего с тремя котами, внезапно сокрушает невыносимая боль. Так он отправляется в настоящую трагикомичную одиссею по улицам ночного Бухареста, где ему всё никак не могут оказать нормальную медицинскую помощь. Главная особенность фильма в том, что он не ставит своей задачей нагнетание обстановки и нарастающий страх. Скорее он заставляет почувствовать ту самую усталость от всего сущего, с которой каждый, несомненно, хоть раз имел дело.
Ингмар Бергман и тема смерти не могут существовать друг без друга, но квинтэссенцией этого союза стала лента «Седьмая печать». Рыцарь, который играет в шахматы с самой смертью, превратился в одну из самых узнаваемых киноцитат, а сама картина ― в одну из главных в творчестве режиссёра.
Действие разворачивается в XIV веке. Миром правит разразившаяся чума, а в это время рыцарь Антониус Блок вместе с верным оруженосцем возвращаются в родную Швецию после долгих лет крестовых походов. И тут его странствия приобретают характер внутренних ― Блок ищет ответ о существовании Бога и Дьявола и соглашается на игру в шахматы с самой Смертью. Но у каждой игры есть свои условия.
Тема смерти может отлично зазвучать и под звуки The Cure, и даже в сеттинге солнца, моря, первой любви и 1980-х. Главный герой Алекс сразу же заявляет за кадром о своём интересе к загробной жизни, а затем и сам чуть не погибает, выйдя на лодке в шторм. Спасает его от мрачной участи красивый незнакомец Давид, который заставляет Алекса дать серьёзное обещание: когда кто-то из них умрёт первым, второй должен будет станцевать на его могиле.
Книга, по которой снят фильм Франсуа Озона, так и называется «Станцуй на моей могиле». Режиссёр загорелся экранизировать произведение Эйдана Чемберса, ещё будучи подростком, так же влюблённо смотревшим на мир, но сделал это не менее влюблённо, с уважением и к жизни, и к смерти, в свои 50.
Есть три темы, которые Вуди Аллен поднимает в каждом своём фильме, ― это евреи, любовь и смерть. Действие этой картины разворачивается в России, а сама она крайне бесцеремонно, абсурдно и весело затрагивает любимые темы постановщика (про евреев Аллен тоже умудряется пошутить). «Любовь и смерть» стала оммажем не только его любви к Достоевскому и русской литературе, но и смерти ― теме, которая так волновала и его, и его главного кумира Ингмара Бергмана (не обошлось и без пародии на «Седьмую печать»). Сам Аллен даже как-то заявил, что съёмки этой картины помогли ему преодолеть свой страх смерти.