Для всех, кто никак не может понять, что же не так с этой новой молодёжью, мы выбрали несколько картин, которые дадут лучше понять образ жизни и мысли «зумеров».
Застенчивый школьник по имени Саймон — гей, но друзьям он об этом не говорит. И когда местный шут Майкл узнаёт о тайне парня, он начинает шантажировать Саймона: требует от того помощи в отношениях с девушкой за то, что он сохранит секрет героя. «С любовью, Саймон» — забавный подростковый ромком, который в юмористический и ненавязчивой теме осмысляет два очень важных аспекта жизни поколения Z. Первый — вопрос вторичной Интернет-реальности, сейчас способной существовать на равных с реальностью физической. Второй — открытость нового поколения к вопросам сексуальности и сексуальной же дивергентности.
Прекрасная актриса Хейли Стайнфелд (ещё в 15 лет она номинировалась на «Оскар» за коэновскую «Железную хватку») играет в этом фильме вредную девушку Надин, которой довольно сложно находить контакт с окружением. Она недовольна тем, что её лучшая подруга встречается с её братом, а сама находится в странных отношениях (не романтического характера) с учителем в исполнении Вуди Харрельсона. «Почти семнадцать» — более-менее типичный coming of age, но выполненный более изящно и точно, в первую очередь психологически, большинства собратьев по жанру. Вероятно, отчасти это обусловлено тем, что его сняла относительно молодая режиссёра Кэлли Фрэмон, хорошо понимающая душевный склад своей героини.
Актриса Оливия Уайлд сняла в 2019-м свой режиссёрский дебют — обласканное критиками и зрителями «Образование». Это, на первый взгляд, эпигонское подростковое кино о школьниках, решивших перед выпускным уйти в отрыв: этакий реферат «Суперперцев». Но «Образование» интересно в первую очередь в деталях, очень хорошо иллюстрирующих принадлежность героинь именно к поколению Z. Тут и огалтелый активизм одной из них (всё-таки это очень политизированное поколение), и довольно неловкое отношение персонажей ко всему, что касается секса — тоже весьма определяющее «зумеров».
Да, это попсовый комиксовый блокбастер, но он, тем не менее, очень неплохо улавливает специфичный вайб подросткового кино. В кои-то веки Питер Паркер действительно похож на человека, который может учиться в школе: и не только внешне. Он может забыть о спасении мира, решая чисто отроческие проблемы — такой юношеский максимализм и эгоизм очень свойственен подросткам в реальной жизни. «Вдали от дома» даже на фоне прошлой картины про Человека-паука выделяется именно очень хорошим пониманием подростковой психологии, и конкретно, психологии подростков из поколения Z.
Замечательный стэндап-комик Бо Бёрнем в 2018-м неожиданно отметился очень сильным режиссёрским дебютом, «Восьмым классом» — фильмом о девочке, переходящей в старшую школу и неспособную найти своё место в жизни. Бёрнем понимает детей, кажется, лучше большинства современных авторов: проблемы его героини упираются в жгучее желание быть замеченной и услышанной (она ведёт YouTube-канал, который никто не смотрит, но она ведёт себя так, будто смотрят), в конфликт самоидентификации, вызванный экспансией информационных технологий и историями о лёгкой славе и успехе. Пока другие придумывают детям шаблонные проблемы, которые на самом деле были свойственны скорее их прадедам, Бёрнем держит руку на пульсе современности. «Восьмой класс» — возможно, вообще самое современное кино о тех, кому до 18.
Несмотря на то, что эта картина вышла ещё в 2015-м — по меркам поколения Z, считайте, в прошлом веке — Альфонсо Гомес-Рехон очень чётко уловил специфику новой молодёжи. Его герои не обременены типичными для подростковых комедий проблемами, им не интересна романтика или тусовки. Они — дети метамодерна, люди, для которых искусство вошло в жизнь в виде мемов и теперь неотделимо от самой их сущности. Герои «Эрла» борются со всеми своими проблемами с помощью кино — эклектичного, хватающего случайные цитаты из других фильмов. И это характеризует поколение Z лучше любых глубоких психологических исследований.т