Откровенными фильмами в наше время уже мало кого удивишь, более того — за последние годы жанр эротического триллера даже успел набрать новую волну популярности («Темные воды», «Вуайеристы»). Тем не менее в современном кинематографе есть особая ниша экспериментальных картин, в которых актеры занимаются реальным, а не постановочным сексом, о них сегодня и поговорим.
Вспоминаем шесть скандально известных лент с несимулированными сценами интимной близости — от Джона Кэмерона Митчелла до Гаспара Ноэ и Ларса фон Триера.
В 1976 году драма «Империя чувств» японского режиссера Нагисы Осимы произвела настоящий фурор на Каннском кинофестивале, став «первым великим эротическим фильмом». Картину показывали сразу на тринадцати экранах — такое в истории Канн происходило впервые. Тем не менее на родине «Империю чувств» не особо приняли, а все наиболее впечатляющие сцены закрасили белыми вставками. Действие ленты фокусируется на служанке по имени Сада, которая вступает в разрушительные сексуальные отношения с хозяином особняка, в котором работает. Помимо большого числа откровенных эпизодов «Империя чувств» изобилует сценами графического насилия, которые, к счастью, являются постановочными, но все же способны травмировать неподготовленного зрителя.
Еще один поражающий воображение фильм, включающий в себя, помимо всего прочего, сцены инцеста, эксгибиционизма, вуайеризма, онанизма и даже каннибализма. На фоне всего вышеперечисленного несимулированный секс уже не выглядит таким уж шокирующим режиссерским ходом. Несмотря на запрет к показу во многих странах и крайне низкие оценки критиков, «Розовым фламинго» удалось получить культовый статус и даже оставить свой след в истории кинематографа. В частности, как единственный на свете фильм, который умудрился собрать в себе все самые жуткие и отвратительные проявления человечества. Главные герои ленты — две семьи с крайне эксцентричными предпочтениями, которые борются за звание «самого мерзкого человека в мире».
Для видного представителя New Queer Cinema Дэвида Кэмерона Митчелла лирическая комедия «Клуб Shortbus», вероятно, стала самым личным фильмом в карьере. В центре сюжета — группа жителей Нью-Йорка, которые пытаются преодолеть сексуальные проблемы. Помимо сцен традиционного полового акта в ленте можно увидеть аутофелляцию, а также эпизод с групповым сексом с распеванием национального гимна. Премьера «Клуба Shortbus» прошла в рамках Каннского кинофестиваля 2006 года. Большинство критиков того времени откровенность Митчелла, увы, не оценили, а саму картину сравнили с «ленивой порнографией». Сам режиссер неоднократно отмечал, что не считает свою работу порнографической, в первую очередь потому, что она преследует исключительно художественные цели — заставить зрителя думать и рефлексировать на тему просмотренного.
Естественно, ни один подобный топ не мог бы обойтись без фильма скандально известного датского режиссера Ларса фон Триера. В «Антихристе» кинематографист продолжает нащупывать нерв современного общества, иллюстрируя на экране историю взаимоотношений двух супругов, находящихся в состоянии затяжного семейного кризиса. Известно, что все интимные сцены в картине снимались при участии опытных порноактеров — тем не менее благодаря современным цифровым технологиям во время просмотра этого просто не замечаешь (если, конечно, не знаешь наверняка). Впоследствии Триер вновь обратился к данной практике во время работы над еще более откровенной «Нимфоманкой».
«Сначала мы сняли актеров, которые притворялись, что занимаются сексом, а затем сняли двойников, которые действительно им занимались. В ходе постпродакшена мы наложили эти видео друг на друга. Таким образом, все, что снято выше талии, принадлежит актерам, а все, что ниже талии, — двойникам», — объяснила технику продюсер фильма Луиза Вест в интервью THR.
Еще один постоянный гость подобных списков — один из главных основоположников французского экстремизма Гаспар Ноэ. В медитативной драме «Любовь», которая, кстати, была запрещена в российском прокате, присутствуют сцены как постановочного, так и вполне реального секса. Подобно предыдущей работе постановщика, напряженному триллеру «Вход в пустоту», в котором также были показаны сцены несимулированного полового акта, «Любовь» практически лишена как такового нарративного сюжета. Но в этом, как ни странно, и заключается основной посыл Ноэ, который пытается вывести современное кино за рамки привычной фактуры. «Любовь» — один из тех немногих фильмов, которые нужно скорее ощущать, чем понимать. Его просмотр похож на затяжное эмоциональное путешествие — яркое, тактильное и чувственное.
Независимая драма греческого режиссера Йоргоса Лантимоса демонстрирует перверсивные отношения внутри большого дисфункционального семейства — тоталитарные родители держат повзрослевших детей в абсолютной изоляции от всего окружающего мира, манипулируя их сознаниями и создавая извращенную картину реальности. Естественно, подобная завязка — идеальное поле для самых разнообразных психологических проблем персонажей. Однако самая важная из них, конечно, заключается в том, что детей, какими бы наивными они не были, невозможно запереть в стране вечного детства, а пубертат рано или поздно все-таки проявит себя. «Клык», как и множество других работ Лантимоса, абсолютно гротескная драма, снятая в чрезмерно реалистичном тоне. Даже тогда, когда дело доходит до интимных сцен. И это, возможно, пугает больше всего остального.