«У каждой саги есть начало», – напоминает одна известная космоопера, а у каждой доброй сказки с хорошим концом есть пугающий прародитель: мрачная сказка из древности, где злым сестрам Золушки выклевывают глаза голуби, а Русалочка от безысходности превращается в морскую пену. Режиссеры, стремящиеся найти нетривиальный подход к материалу, часто прибегают к деконструкции традиционных сказочных сюжетов в совсем не детские истории. Собрали шесть мрачных киносказок, способных напугать даже взрослого.
Работы Гильермо дель Торо давно можно выделить в отдельный поджанр. Режиссер снимает пугающие, гротескные фильмы, в основе которых лежат универсальные и в какой-то мере даже добрые сюжеты. С «Лабиринта Фавна» началось восхождение дель Торо по лестнице престижных международных наград, критики отметили невероятный грим и художественные решения наравне с многослойным, пропитанным драматизмом сюжетом.
«Лабиринт Фавна» повествует о девочке Офелии (Ивана Бакеро), чья беременная мать (Ариадна Хиль) перебирается к новому мужу, капитану Видалю (Сержи Лопес), в занятое франкистами поместье. На дворе 1944 год, тоталитаризм воцарился на всей территории Испании, а подчиненные Видаля занимаются поиском и истреблением разрозненных партизанских отрядов. Офелия находит на территории поместья старый лабиринт, в центре которого ей встречается Фавн (Даг Джонс), открывающий девочке тайну ее происхождения. На самом деле она переродившаяся принцесса волшебной страны Муанна, и, чтобы вернуть память о прежней жизни и возвратиться домой, Офелии нужно выполнить три задания до наступления полнолуния.
Отец современной киноготики Тим Бертон адаптировал классический страшный рассказ Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» с присущей режиссеру мрачностью. Тривиальную, по сути, историю о призраке обезглавленного пушечным ядром кавалериста Бертон превратил в сказку с корыстными ведьмами и демоном с лицом Кристофера Уокена.
В последний год XVIII века в поселение Сонная Лощина прибывает нью-йоркский констебль Икабод Крейн (Джонни Депп) – адепт научного подхода к расследованию преступлений. Вышестоящее руководство не особо разделяет взгляды молодого новатора, поэтому и отправляет Крейна расследовать загадочные убийства в Лощине, где некто обезглавил уже трех человек. Местные уверены, что убийца – восставший из мертвых гессенский кавалерист, которого во время Войны за независимость заманили в Сонную Лощину и умертвили враги. Икабод отказывается верить в сверхъестественное и оказывается втянутым в кровавую игру, ставкой в которой вполне может быть его жизнь.
На берегу моря стоит замок, где проводит зловещие опыты Кранк (Даниэль Эмильфор) – плод экспериментов некоего давно сгинувшего ученого. Кранк не может видеть сны, поэтому он поручает своим приспешникам похищать детей, чьи сновидения негодяй извлекает с помощью специальной машины. Неподалеку от замка стоит Город похищенных детей, где миньоны Кранка и добывают малышей для продолжения экспериментов. Цирковой силач Уан (Рон Перлман), прибывший в город вместе с младшим братом Денре (Жозеф Люсьен), сталкивается с враждебностью местных жителей, а вскоре Денре похищают неизвестные. Уан отправляется в полное странных существ и событий путешествие на поиски брата.
За «Город потерянных детей» ответственны Марк Каро и Жан-Пьер Жёне – культовый дуэт сюрреалистов и мечтателей, создавших самобытные фильмы «Деликатесы» и «Чужой: Воскрешение». Костюмы для «Города» делал знаменитый Жан-Поль Готье, а музыку писал сам Анджело Бадаламенти. Впрочем, как часто бывает, звездный состав никак не помог фильму в прокате – «Город потерянных детей» с треском провалился, принеся студии только убытки. Что вполне закономерно и иронично, ведь смысл картины Жёне и Каро часто интерпретируют в ключе критики капитализма.
Из-за войн наркокартелей в Мексике ежегодно пропадают без вести тысячи людей. У многих попавших под каток криминальных разборок остаются дети, а представителям власти часто бывает не до решения проблем сирот. Мама маленькой Эстрейи (Паола Лара) однажды не возвращается домой. В школе учительница дает девочке три мелка и говорит, что каждый исполнит одно ее желание. Эстрейя сбегает из дома после того, как первое желание сбывается – мама возвращается, но в виде зомби. На улицах девочка прибивается к банде детей, тоже потерявших родителей. Маленькие воины трущоб жаждут отомстить бойцам картеля, погубившим их родных.
«Тигры не боятся» – пронзительная история об одиночестве, страхе и ответственности, доказывающая, что если главные герои — дети, то это вовсе не значит, что фильм детский. «Тигры» пропитаны атмосферой безысходности, может показаться, что маленькие герои специально помещены в обстоятельства, которые должны выжать из зрителя слезу. Но каждый из сироток оказывается сильнее и мудрее многих взрослых, а финал дает робкую надежду на то, что эти ребята наконец смогут разорвать порочный круг насилия.
Недооцененный фолк-хоррор еще одного деконструктора традиционных сюжетов Оза Перкинса заигрывает со зрителем уже в названии, меняя местами имена героев немецкой сказки. Перкинс перерабатывает архетипичный сюжет встречи детей с ведьмой-людоедкой в историю становления молодой женщины, осознающей свою силу. А идейное тело режиссер бережно упаковывает в геометрически совершенный визуальный стиль. «Гретель и Гензель» может оттолкнуть фанатов привычных хорроров медленным темпом и почти полным отсутствием скримеров, но стоит лишь дать фильму время, и повествование затянет с головой.
Гретель (София Лиллис) и ее младший брат Гензель (Сэм Лики) сбегают из дома после смерти отца от безумия матери. Блуждая по лесу, дети выходят к домику, где горит свет, а из окон доносится запах еды. Брата и сестру встречает Хольда (Алиса Криге), пожилая статная женщина, и приглашает погостить у нее в обмен на помощь по хозяйству. Гензель счастлив и быстро начинает доверять Хольде, а Гретель каждую ночь снятся кошмары и слышатся детские крики. Девушка чувствует, что в доме происходят страшные вещи, а Хольда совсем не та, за кого себя выдает.
Певец темноты и гиперреалист Маттео Гарроне взял сборник «Сказка сказок» неаполитанского поэта XVII века Джамбаттиста Базиле и превратил его в волшебный триптих, в российском прокате получивший небольшой спойлер в названии. На самом деле «Сказки» Гарроне совсем не страшные, просто их герои живут по суровым правилам магического Средневековья, где королеве может потребоваться сердце монстра, а прекрасная девушка в мгновение ока превращается в старуху.
«Страшные сказки» – три истории, объединенные местом действия. В одной королева Долины Туманов (Сальма Хайек) теряет мужа, но приобретает ребенка. В другой принцесса Диких Гор (Бебе Каве) познает тяготы замужества и выбирает собственный путь. А в третьей король Одинокого Утеса (Венсан Кассель) учится сдержанности в любви, а его молодая жена – необратимости течения времени. Каждая история имеет свою мораль, но не пытается морализировать, а судьба сводит персонажей только на похоронах и коронациях, символизируя замкнутость круга жизни, в котором вращаются герои волшебной страны.