8 января 2024 года Дэвиду Боуи, одному из величайших рок-музыкантов XX века, могло бы исполниться 77 лет. За успешность в каждом новом направлении его называли хамелеоном рока. Однако звонкий титул Боуи мог бы заслужить и за роли в кино – пусть их было не так много, но все они разительно отличались друг от друга. Единственное, что их объединяло, — неповторимая яркость и талант исполнителя.
Первая главная роль в фильмографии Дэвида Боуи — инопланетянин, прибывший на Землю в поисках воды. В обличье землянина пришелец добивается успехов и в науке, и в бизнесе, и даже, насколько это возможно, в личной жизни. Однако человеческий фактор, как всегда, оказывается сильнее любых расчётов, и миссия проваливается.
«Человек, который упал на Землю» — классика британской научной фантастики и одна из лучших лент Николаса Роуга. Успех фильма не в последнюю очередь обусловлен именно участием в проекте Дэвида Боуи. Большую часть 1970-х рок-звезда провела на грани невменяемости, что по картине очень заметно. Музыкант, по собственным словам, не играл, а просто показал себя таким, какой он есть на самом деле.
Дебютный полный метр Тони Скотта — эротический триллер о жизни нью-йоркских вампиров Джона и Мириам в исполнении Дэвида Боуи и Катрин Денёв соответственно. Выполненный на высочайшем эстетическом уровне фильм в год выхода получил смешанную критику, но со временем стал культовым.
Боуи-вампир — уже не сползающий в безумие рокер, а известная по обе стороны океана поп-звезда, прекрасно контролирующая каждое движение. Как «Голод» повлиял на гот-субкультуру, так и Боуи на какое-то время стал образцом того, как «должен» выглядеть типичный слушатель Bauhaus’а или The Cure — как британский аристократ, поневоле погружённый в невежественную народную массу. В 1990-е поветрие прошло, но если верить в цикличность и преемственность моды, то в Адаме из «Выживут только любовники» можно легко увидеть наследника Джона из «Голода».
На пике творческой формы, сразу после «Империи чувств» и «Империи страсти», японский классик Нагиса Осима перешёл на международный уровень с драмой о жизни британских военных в японском плену. Роль одного из пленных, майора Джека Селлерса, сыграл Дэвид Боуи. Несмотря на то что персонаж популярного музыканта лишь один из главных, роли Такеши Китано, Рюити Сакамото или Тома Конти ничуть не менее значительны, Селлерс-Боуи, осознанно или нет, перетягивает на себя всё внимание. Главный минус картины заключается как раз в непропорциональном доминировании одного актёра над прочими: когда Боуи нет в кадре, лента стремительно блекнет, когда есть — становится настолько яркой, что уже совершенно не важно, что происходит на экране. Но подобные неудачи из числа тех, что несоизмеримо интереснее прочих успехов.
Роль короля гоблинов Джарета — вероятно, самое известное появление Боуи на большом экране. «Лабиринт» — не только название картины, но и место, где проходит 95% действия. Создатель и единоличный властитель лабиринта Джарет похищает годовалого брата Сары Уильямс, главной героини, которого она должна, пройдя через все ловушки и тупики, вернуть.
Мюзикл с морщинистыми маппетами — зрелище не в меру жутковатое, что в 1980-е, что в 2020-е. Вкупе с танцующим Дэвидом Боуи в балетном бандаже куклы-гоблины оставляют неизгладимое впечатление. Единожды увидев «Лабиринт», тем более в детстве, забыть его невозможно, и совершенно не важно, насколько продуман сюжет или хороши актёры. Важно, что Боуи поёт, маппеты подпевают, а будущая оскаровская лауреатка Дженнифер Коннелли вслед за зрителем проваливается в пучину безумия.
Полнометражное продолжение известного сериала и спустя 30 лет выглядит несколько неоправданным, особенно в тени третьего сезона. Однако же «Огонь, иди за мной» — всё ещё фильм Дэвида Линча, зрелище, переполненное не поддающимися решению загадками. Одна из таких загадок — агент Филлип Джеффрис в исполнении Дэвида Боуи. Джеффрис всё знал о Чёрном Вигваме, но в решающий момент исчез и, возможно, провалился в щель между измерениями.
Внезапно появившись в офисе ФБР, он так же внезапно пропадает, оставив после себя гораздо больше вопросов, чем ответов. Но даже за несколько минут Джеффрис-Боуи вписывает себя в твинпиксовский миф и в третьем сезоне, снимавшемся после смерти музыканта, его герой упоминается как часть прошлого расследования, как часть своеобразного канона.
Роль Николы Теслы в «Престиже» Кристофера Нолана — однозначно не самая выдающаяся в карьере музыканта: скромная, незначительная, однако неожиданная и одна из последних. Кроме того, именно «Престиж» — самая известная на сегодняшний день картина, где Боуи появился не в камео-эпизоде.
Возможно, музыкант разглядел в Нолане, тогда ещё не снявшем ни «Тёмного рыцаря», ни «Начало», ни «Интерстеллар», главного режиссёра будущих десятилетий и решил отметиться сотрудничеством. Возможно, Нолан сам мечтал поработать с кумиром детства. Возможно, и то, и другое, и что-нибудь третье. Так или иначе, коллаборация состоялась и обе стороны, насколько известно, остались довольны результатом.