В век бесконечных перезапусков, продолжений и приквелов глупо жаловаться на нехватку новых фильмов по знакомым франшизам. Тем не менее среди множества необязательных сиквелов-триквелов-кроссоверов всегда найдутся любимые картины, которым не хватает еще одной главы.
Один из самых желаемых сиквелов в современном кинематографе — продолжение «Константина» 2005 года, причём обязательно с сохранением Киану Ривза как исполнителя главной роли. Обычно подобные мечты так и остаются мечтами, но благодаря неослабевающему интересу аудитории и более чем благополучно складывающейся карьере актёра, за последние годы создавшего себе репутацию милого простачка, студия дала «Константину 2» зелёный свет. Последней каплей стало интервью Ривза Стивену Кольберту, где тот заявил, что хотел бы вернуться к роли детектива-оккультиста. И вот уже дебютировавший с «Константином» режиссёр Фрэнсис Лоуренс возвращается к самому значимому пункту своей фильмографии и готовится к новым съёмкам. «Пожиратель смерти» Петер Стормаре также подтверждает участие в проекте, а студия планирует релиз на вторую половину 2024 года.
В случае с «Алитой» всё говорило о том, что у картины обязательно будет продолжение: задел на сиквел в концовке, объёмный первоисточник, не использованный и наполовину, участие в проекте Джеймса Кэмерона. Но из-за того, что картина едва окупилась, а продвижение было сопряжено со сложностями в позиционировании (даже сейчас до конца так и не ясно, детский это фильм или боевик и почему так много компьютерной графики), студия решила отказаться от производства сиквела.
Но, как и некоторые другие фильмы Роберта Родригеса, «Алита» стала набирать фанатов по всему миру только со временем. Изначально сесть в режиссерское кресло хотел Джеймс Кэмерон, однако, увлёкшись «Аватарами», в итоге он остался в проекте только как продюсер и соавтор сценария. Впрочем, Родригес всё ещё надеется на зелёный свет от студии, фанаты по всему миру тоже ждут продолжения истории боевого ангела, а Кэмерон вот-вот освободится от гнёта племени на’ви, так что, вполне возможно, рано или поздно сиквел всё-таки случится.
Один из самых «народных» фильмов Тима Бёртона парадоксальным образом остался без сиквела, хотя обычно режиссёр продолжений не стесняется. В конце концов есть в его фильмографии вторые главы и «Бэтмена», «Алисы в Стране чудес», и даже «Франкенвини». Возможно, в конце 1980-х автору ещё не хватало влияния и доверия от студии, а возможно, было слишком много других идей.
Но сегодня фонтанирующим новыми замыслами автором Тима Бёртона уже никак не назвать, а все его последние фильмы, даже такие неочевидные, как ремейк «Дамбо», легко окупаются. Так что охотно верится, что продолжение «Битлджуса» рано или поздно выйдет на экраны, тем более что идея витает в воздухе последние 30 лет. Ещё в 1990-е Джонатан Гемс (сценарист «Марс атакует!») предложил студии скрипт сиквела, где действие разворачивалось на Гавайях, а сам фильм задумывался в стилистике немецкого экспрессионизма. За чрезмерной абсурдностью проект был отвергнут. Во второй раз о сиквеле заговорили в 2011 году, тогда сценарий писал Сет Грэм-Смит («Гордость и предубеждение и зомби»). Доподлинно не известно, что именно произошло, но в 2015-м этот же текст наняли переписывать Майка Вукадиновича («Шучу»), тоже, судя по всему, неудачно, после чего проект сиквела был закрыт повторно. В начале 2022 года о возможном продолжении заговорили в третий раз, Майкл Китон и Вайнона Райдер даже дали согласие на съёмки, но вот уже почти год о «Битлджусе 2» нет никаких новостей. 2023-й должен показать, что же это было — третья и окончательная смерть проекта или всё-таки воскрешение легендарного призрака 30 лет спустя.
Между первой и второй частями «Назад в будущее» Роберт Земекис нашёл время для другого прекрасного фильма — наполовину игрового, наполовину анимационного «Кто подставил кролика Роджера?». И хотя сейчас картина считается классической, в момент релиза отзывы были довольно противоречивыми: с одной стороны, мультипликация и нескрываемый расчёт на «семейные» просмотры, с другой — постоянные намёки на секс, чрезмерная жестокость отдельных персонажей и отсылки к нуарам 1970-х. Звучит как нечто несочетаемое, но именно таким и был «Кролик Роджер». Получив несколько второстепенных «Оскаров», фильм стал культовым только со временем, для конца 1980-х он был слишком новаторским.
Сейчас уже сложно представить, как мог бы выглядеть сиквел, особенно принимая во внимание текущую творческую форму Земекиса. Но зрителям по всему миру не хватает даже не столько продолжения «Кролика Роджера», сколько возвращения к тому специфическому стилю картины, который так и не был развит в индустрии и, видимо, оказался тупиковой ветвью метаморфоз кинематографа. Остаётся только надеяться, что войти в одну реку дважды всё-таки возможно и что когда-нибудь возращение кролика Роджера в Мультаун всё-таки произойдёт. Пусть и с отсылками к «Зодиаку» Финчера, а не «Китайскому кварталу» Полански.
Несмотря на то что Дуглас Адамс умер в 2001 году, по его романам и сегодня продолжают снимать сериалы и ставить спектакли. Тем парадоксальнее, что экранизация 2005 года нескольких книг из его серии «Автостопом по Галактике» так и осталась единственной кино-, а не телеадаптацией его творчества. Виной тому, вероятно, во-первых, очень скромный коммерческий успех картины, а во-вторых, размытая жанровая принадлежность, из-за чего студии не удалось разрекламировать проект должным образом. Описывать сюжет как всего лишь космическое путешествие означало бы автоматически соврать, добавление же подробностей грозило раскрыть всю комедийную составляющую.
Возможно, сыграла свою роль и традиционная американская осторожность по отношению к британским эксцентрикам. Так или иначе, культовый статус «Автостопом по галактике» приобрёл лишь со временем, и хотя режиссёр Гарт Дженнингс и заявляет, что готов вернуться к дебютной картине, говорит это больше о его карьерных неудачах, чем о реальной возможности сиквела.
Когда «Район № 9» только вышел, критики объявили Нила Бломкампа чуть ли не новым Спилбергом, южноафриканским самородком, сумевшим в ироническом ключе рассказать об апартеиде через развлекательное кино. И всё это с пришельцами, в Африке, в декорациях 1980-х — чистое золото. О том, что у этой истории будет продолжение, Бломкамп заговорил ещё до выхода картины на экраны. И хотя всё сложилось более чем удачно и «Район № 9» обернулся для автора невероятным успехом, сиквела так и не последовало.
Некоторые последующие фильмы Бломкампа зрители не помнят уже сейчас («Элизиум»), другие помнят, но стараются забыть («Демоник»), а сценарий «Района № 10» так и остаётся в разработке. Последний раз Бломкамп говорил о том, что «процесс идёт», в феврале 2021-го, с тех пор прошло уже почти 2 года, а результатов всё нет. Неизвестно, увидим ли мы когда-нибудь продолжение, но то, что автор и спустя 10 лет не теряет надежды завершить эту историю, внушает оптимизм.
В самом начале 2022 года на Netflix вышел документальный мини-сериал о жизни Канье Уэста. Три полуторачасовых эпизода охватывают 20 лет карьеры рэпера, взлёты, падения, отношения с матерью — классическая документалка об артисте на вершине славы. В каком-то смысле всем причастным было очевидно, что это не конец пути и результат съёмок в любом случае будет промежуточным. Но вряд ли кто-то предполагал, что события будут развиваться настолько стремительно, что уже через год всё можно будет без лишних сожалений снимать заново.
За 2022-й Канье успел развестись и вдрызг разругаться с Ким Кардашьян, обвинить евреев во всех бедах человечества с вытекающими политическими и историческими симпатиями и антипатиями, и, судя по всему, этот поезд в огне не собирается останавливаться. Так что, возможно, в 2023 году время для сиквела ещё не настанет, но когда-нибудь года через 2-3 он непременно должен случиться, ведь всё самое неправдоподобное в карьере Канье случилось уже после релиза Jeen-yuhs.