Сегодня Алану Рикману исполнилось бы 76 — чем не повод вспомнить замечательного актёра, которого не стало шесть лет назад. Сегодня мы собрали список из семи его ярких работ, лучше всего демонстрирующих, насколько разносторонним и глубоким артистом он был. Тут и культовые злодеи боевиков, и персонажи тонких мелодрам, и даже откровенно комедийные роли — Рикман умел всё.
В большом кино об Алане Рикмане узнали очень поздно: до 40 лет он играл исключительно в театре и в сериалах на британском телевидении. В 1987-м продюсеры Джоэль Сильвер и Чарльз Гордон заметили его на бродвейской сцене в пьесе «Опасные связи», да так впечатлились игрой актёра, что тут же предложили ему роль. Фильм тот назывался «Крепкий орешек», а остальное, как говорится, — уже история.
Рикман сыграл Ганса Грубера, немецкого террориста, который захватывает заложников в небоскрёбе «Накатоми Плаза» и вынуждает Джона МакКлейна спасать свою жену из плена. Его перформанс установил новый эталон того, каким должен быть злодей боевика: никаких пафосных речей и аквариумов с акулами. Только убийственная харизма и холодный расчёт.
«Крепкий орешек» показал Голливуду, что Алан Рикман чудо как хорош в ролях злодеев, а «Робин Гуд: Принц воров» этот тезис закрепил. Картину, в принципе, сегодня вспоминают только по двум причинам: из-за уморительного акцента Кевина Костнера, который пытается звучать как англичанин (и у него не особо получается), и эксцентричного шерифа Ноттингема, крадущего фильм в каждой сцене, где он появляется. Забавно, что за свою роль Костнер номинировался на «Золотую малину», в то время как Рикман взял премию BAFTA как лучший актёр второго плана. Его заслуга в этом двойная: ведь он не только потрясающе сыграл шерифа, но и сам с помощью приятелей-драматургов переписал почти всего его реплики.
Мы привыкли воспринимать Рикмана как яркого артиста, способного затмить любую голливудскую звезду, но редко выбирающегося со второго плана. В «Верно, безумно, глубоко» он доказывает свою состоятельность как ведущий актер: Алан предстаёт в роли погибшего мужчины, который является возлюбленной в виде призрака. Нет, гончарным делом они вместе не занимаются. Зато Рикман показывает всю мощь своего таланта, необычайно тонко играет мелодраму, которая с менее чутким исполнителем могла бы легко превратиться в скучную «слёзодавилку». Жаль, что его не так часто звали на первый план — он этого явно заслуживал.
Без сомнения, в «поттериане» Рикман сыграл самую узнаваемую роль, в которой артист демонстрирует весь свой богатый актёрский диапазон. Северуса Снейпа мы впервые встречаем в качестве эдакого второстепенного антагониста, строгого учителя, который недолюбливает Поттера и его друзей, а прощаемся с ним уже как чуть ли не с главным героем всей истории. Неслучайно Рикман был единственным актёром в серии, которому Роулинг заранее рассказала судьбу его персонажа. Ведь иначе он бы не смог изобразить Снейпа настолько двойственным, неоднозначным человеком, который вынужден скрывать за суровой маской невероятно большое сердце. Его прощальное «Всегда» проникает под кожу даже при десятом просмотре «Даров смерти». Без Рикмана «поттериана» просто не была бы собой.
Все знают, что Рикман хорош в боевиках, мелодрамах и даже исторических байопиках, но не так часто Алана вспоминают ещё и как талантливого комедийного артиста. А ведь и в этом жанре он совершенно не терялся — достаточно вспомнить культовую «Догму». Мы, впрочем, решили остановиться на «В поисках Галактики»: фантастической комедии об актёрах, которые 18 лет назад играли в суперпопулярном сай-фай-сериале (явно пародирующем «Звёздный путь»), а теперь вынуждены защищать корабль реальных инопланетян, принявших их за настоящих космических героев. Рикман играет серьёзного театрального артиста, которого явно бесит, что все его знают исключительно по роли местного Спока. Это в определённой мере самоироничный образ, доказывающий, что холодная статность Алана может не только пугать и восхищать, но и быть очень смешной.
Ещё один яркий антагонист в фильмографии Рикмана, в этот раз, правда, совсем не похожий ни на Грубера, ни на того же ноттингемского шерифа. Судья Тёрпин не захватывает небоскрёбы и не занимается жестоким подавлением бунтов, а чаще просто сидит в кабинете и подписывает бумаги. Но при этом он куда ужаснее любого террориста: ведь пользуется властью и личиной благородного служителя закона, чтобы обманывать беспомощных граждан и рушить чужие жизни. Из-за него главный герой, Бенджамин Баркер, отправляется на каторгу по сфабрикованному обвинению, теряет жену и вот-вот лишится дочери. Если к прочим злодеям Рикмана легко испытывать странную симпатию, то здесь его персонажа хочется ненавидеть всеми фибрами души. И так сыграть мерзавца, конечно, — огромное достижение.
Историческая драма Нила Джордана о легендарном борце за независимость Ирландии по большей части держится на потрясающем дуэте двух главных актёров. Самого Коллинза играет Лиам Нисон, и это одна из лучших его ролей после «Списка Шиндлера». Алану Рикману же достался образ Имона де Валеры, соратника, а позже соперника главного героя, с которым его связывают сложные амбивалентные отношения. Фильм много критиковали за несоответствие реальности, но, вне зависимости от того, насколько правдиво показанное на экране, актёрам тут хочется верить. Что у Нисона, что особенно у Рикмана получилось изобразить неоднозначных людей, заплутавших в лабиринте истории, мечущихся между политикой и банальной человечностью.