Оказаться в утопическом обществе ― мечта каждого жителя планеты, но иногда жизнь преподносит нечто совершенно противоположное. В последние годы мировой кинематограф подарил нам множество фильмов с самыми разными антиутопическими сюжетами, будь то жёсткий тоталитаризм, угроза гибели человечества из-за отсутствия ресурсов или социальное угнетение. Всё это кажется нереалистичным, когда смотришь подобные истории на экране, но порой они могут быть пугающе похожи на реальность.
В своё время «Голодные игры» стали важнейшим феноменом как в литературе, так и в кинематографе (именно эта серия принесла мировую известность Дженнифер Лоуренс). Сейчас сага о Сойке-пересмешнице может стать отличным поводом переосмыслить нынешнюю реальность. По сюжету в мире будущего власть установил процветающий Капитолий во главе с Президентом Сноу. В это же время вся остальная территория поделена на дистрикты, в которых сдерживают восстания путём ежегодного проведения смертельных соревнований под названием «Голодные игры».
Самое главное, что можно вынести для себя после просмотра четырёх фильмов: ни в коем случае нельзя оставлять надежду и даже в самой беспросветной ситуации надо продолжать бороться за наступление мира. Как это сделала Китнисс Эвердин и её близкие.
По сюжету жёны безжалостного диктатора Несмертного Джо сбегают из его Цитадели под предводительством бесстрашной Фуриосы. Вместе с ними от погони спасается и Макс в исполнении Тома Харди, который оказывается в центре самой эффектной погони в истории кино. Постапокалиптическая антиутопия «Безумный Макс: Дорога ярости» может стать хорошим напоминанием о ценности каждой человеческой жизни и о том, что в борьбе за свободу важнее всего объединяться с другими бунтарями.
2050 год, цивилизация терпит крах. При этом все ищут спасения в симуляции под названием OASIS. И странным образом судьба всего человечества зависит от исхода внутри игры. Наступление информационного века пугает многих, и антиутопии о господстве искусственного интеллекта прочно укрепились в кинематографе с момента изобретения первого компьютера. В побеге от реальности нет ничего плохого ― всем нам иногда полезно отвлечься от происходящего вокруг. Однако когда это происходит в ущерб своей настоящей жизни, стоит задуматься, потому что в разваливающемся на части мире сохранение собственного разума важнее всего.
Один из самых главных фильмов Кристофера Нолана не совсем относится к жанру, но представление о ближайшем будущем в «Интерстелларе» на все 100% является антиутопическим. Несмотря на технический прогресс и освоение космического пространства, человечество не справилось с сохранением ресурсов на Земле. Поэтому из-за разгневавшейся природы людям приходится искать новое место для жизни за пределами планеты. С этой целью в космос отправляется экипаж во главе с Мэттью МакКонахи, однако миссия вполне ожидаемо идёт не совсем так, как предполагалось.
Мораль здесь такова. Чтобы не допустить массовой эмиграции людей на другие планеты и не наделить Нолана помимо звания гения ещё и статусом пророка, лучшее, что мы сейчас можем сделать, это задуматься о таких вещах, как глобальное потепление и экология. И не стоит забывать, что у героев ничего бы не получилось, не уделяй они внимание своим близким ― без этого в нынешнее время точно далеко не сдвинешься.
По сюжету город будущего поделён на две части ― наверху живут и развлекаются богачи, а под землёй трудятся и страдают бедняки. Однажды сын местного угнетателя Иогана Фендерсона спускается вниз и приходит в ужас, увидев гигантского Молоха, пожирающего людей.
Ярко выраженное социальное неравенство ― один из важнейших признаков, что общество движется к антиутопическому устою. Одним из первых, кто эффектно поразмышлял на эту тему на большом экране, стал Фриц Ланг со своим «Метрополисом».
«Лобстер» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса занимает особое место среди антиутопий, потому что этот фильм не похож ни на одного другого представителя жанра. Действие также разворачивается в недалёком будущем, но в нём угнетению подвержены вовсе не бедные слои общества, а те, кто не смог найти себе пару. Система решает бороться с одиночками, посылая их в специальные отели, где у них есть 45 дней, чтобы влюбиться и построить отношения. Если же им это не удаётся, то их попросту превращают в животных и отпускают в лес.
Сложно представить, что подобная ситуация действительно возникнет в мире, но что-то похожее наверняка чувствовал каждый, кто вынужден был отбиваться от вопросов родственников о личной жизни во время очередного семейного сборища.
Одного описания сюжета «V значит Вендетта» уже достаточно, чтобы начать нервно кусать локти. В будущем случается страшная эпидемия вируса, из-за которой в обществе воцаряется хаос. Тогда же в дело вступает властная диктатура канцлера, который вводит комендантский час, разрешает членам партии любые вольности и везде имеет при себе своих стукачей.
К счастью, у людей появляется надежда в лице загадочного оппозиционера в маске Гая Фокса, который готов на всё, чтобы положить угнетению конец. Поэтому, что бы ни случилось, важно верить в то, что всегда найдётся тот самый герой, который вдохновит других на изменение будущего.