Обычно огромную кассу собирают блокбастеры, новые части франшиз и разрекламированные картины со звездным кастом. Но время от времени случаются маленькие чудеса: независимые фильмы покоряют зрителей и зарабатывают миллионы в прокате. От культовых хорроров до инди-жемчужин — вспоминаем киноленты из разных десятилетий, которые доказали, что успех не всегда зависит от рекламы и инвестиций больших студий.
«Ведьма из Блэр» — золотой стандарт поджанра «найденной пленки». По сюжету трое студентов пропали в лесах Мэриленда во время попыток разгадать тайну местной ведьмы. Через год были найдены кадры, которые успели сделать юные кинематографисты. А картина словно бы показывает зрителям, что произошло на самом деле.
Не случайно 1999-й называют лучшим годом в кино. В этот промежуток времени вышло немало знаковых картин. Среди них «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» — хоррор длительностью менее 90 минут, который произвел маленькую революцию. В успехе картины в первую очередь сыграла роль маркетинговая кампания. Авторы заставили публику поверить, что происходящее на экране вовсе не кино, а жуткая реальность. Страх усилился из-за умело продуманной легенды: главные актеры не пришли на премьеру на фестивале Sundance, поскольку якобы пропали без вести. На самом деле нет никакой мистики. Есть только Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес, которые сняли талантливое кино, где главенствуют ручная камера, неровный монтаж и актерская импровизация.
«Паранормальное явление» — своего рода наследник «Ведьмы из Блэр»: история также раскрывается благодаря записям видеокамеры. По сюжету Кэти (Кэти Физерстон) и Мика (Мика Слот) переезжают в новый дом в пригороде. Вскоре пара начинает подозревать, что в помещении обитает злая сила. В попытках зафиксировать сверхъестественное создание герои устанавливают камеры по всему дому. Ночные записи доказывают, что в доме действительное происходят паранормальные активности.
«Паранормальное явление» породило целую франшизу, которая в конце концов не снискала любви критиков. Но началось все с «маленького» фильма с незначительным бюджетом, который заставил людей трястись от страха. Опять-таки успех кроется в том, что режиссер Орен Пели снял псевдодокументальный хоррор. На экране разворачивался главный кошмар половины планеты — в тихой спальне черти водятся. В итоге «Паранормальное явление» оказалось одним из самых прибыльных фильмов в истории кино: с бюджетом 15 тысяч долларов хоррор заработал почти 200 миллионов долларов.
Главный меломан киноиндустрии Джон Карни украл сердца миллионов чувственной драмеди «Однажды». Он (Глен Хансард) — уличный музыкант на улицах Дублина, она (Маркета Ирглова) — продавщица цветов. Случайная встреча перерастет в нечто большее — исполнение мечты и сочинение одной из самых красивых песен в кино.
«Однажды» — тот самый фильм, которому не нужны ни впечатляющие спецэффекты, ни причудливый монтаж, чтобы завлечь зрителей в кинозалы. Картина о двух родственных душах пленяет простотой и аутентичностью. Потребовалась всего пара недель, чтобы снять нежный опус о связи двух одиночек: за это время актеры действительно влюбились друг в друга, хотя были знакомы уже много лет до съемок детища Карни. Пожалуй, именно ощутимая через экран химия обеспечила «Однажды» место в пантеоне величайших инди-хитов. При бюджете 150 тысяч долларов фильм заработал почти 25 миллионов долларов.
Классический хоррор Джона Карпентера 1978 года положил начало целой франшизе: буквально в 2022 году вышла очередная часть серии! По сюжету первого фильма маленький Майкл Майерс жестоко убивает сестру в ночь на Хэллоуин 1963 года. Спустя 15 лет маньяк возвращается в город, чтобы вновь совершить преступление в День всех святых.
Фильм с ограниченным бюджетом в 300 тысяч долларов снимался в течение четырех недель в Калифорнии. Съемочной группе пришлось самостоятельно воссоздать антураж Хэллоуина и осенней поры. Старания оправдались: «Хэллоуин» — сокровище слэшера и главное творение великого Карпентера, которое собрало в прокате 60 миллионов долларов. Помимо финансового успеха фильм может похвастаться культурным значением: «Хэллоуин» оказал влияние на целый жанр и породил другие истории о маньяках, которые терроризируют подростков.
«Клерки» — не только малобюджетный хит, но еще и выдающийся дебют. Режиссер Кевин Смит снял черно-белое кино о буднях двух друзей: Данте (Брайан О’Хэллоран) и Рэндал (Джефф Андерсон) работают в придорожном магазине и в пункте видеопроката. На протяжении 90 минут зрители наблюдают, как приятели беседуют на самые разные темы — и в этом заключена неподдельная магия ленты.
Кевин Смит снял свой первый фильм менее чем за 30 тысяч долларов, а главные роли достались его друзьям. Но даже этого оказалось недостаточно: режиссеру-новичку пришлось продать любимую коллекцию комиксов! Съемки, к слову, проходили в магазине, где на тот момент работал Смит. Постановщик мог заниматься фильмом только в нерабочее время. Труд и энтузиазм молодого кинематографиста не остались незамеченными — Miramax Films купил картину после премьеры на Sundance, и «Клерки» заработали больше трех миллионов долларов.
До того как покорить мир «Звездными войнами», Джордж Лукас снял «Американские граффити» — историю о группе подростков 1962 года, которые только-только закончили школу и теперь наслаждаются остатками лета. Режиссер предлагает зарисовку будней ускользающей юности: герои катаются на машине и упиваются свободой, ведь взрослая жизнь наступит лишь завтра.
«Американские граффити» улавливает дух Америки накануне социально-политических потрясений 1960-х. Ностальгическое полотно имело довольно скромный бюджет. Финансовую поддержку Лукас нашел в лице продюсера Фрэнсиса Форда Копполы, который годом ранее выпустил «Крестного отца». Создатели пытались всячески сэкономить: например, на главные роли были взяты малоизвестные актеры. Лишь позже Рон Ховард, Харрисон Форд и Ричард Дрейфус станут любимцами публики и кумирами миллионов. А «Американские граффити» не только окажется одним из самых финансово успешных фильмов Нового Голливуда, но и удостоится двух «Золотых глобусов» и пяти номинаций на «Оскар».
Новаторский для своего времени фильм Джорджа А. Ромеро рассказывает историю незнакомцев, которые были вынуждены запереться в доме и противостоять восставшим из могил мертвецам. Экранные зомби (кстати, само это слово ни разу не звучит в фильме) всерьез напугали зрителей 1968 года, а американского режиссера вскоре нарекли королем жанра.
Маленький бюджет заставил Ромеро пойти на определенные меры. Например, актеры были наняты из местных театров Питтсбурга, а образ Бена воплотил Дуэйн Джонс — в те годы увидеть темнокожего артиста в главной роли было редкостью. Вместо крови режиссер использовал шоколадный сироп, а костюмы были куплены в секонд-хэнде. Черно-белый формат и 35-миллиметровая пленка также были выбраны из-за ограниченных финансов. Вместе с группой энтузиастов Ромеро изменил жанр и вписал свое имя в историю, а «Ночь живых мертвецов», в которой изначально не были заинтересованы крупные кинокомпании, превратилась в хит проката.