Приключения киргизского мигранта в Якутии, расследование смерти школьницы и конфликт двух почтенных отцов: рассказываем о 7 современных якутских триллерах, которые порадуют захватывающим сюжетом и северным колоритом..
Где смотреть: в кино
В картине Степана Бурнашева частная трагическая история обнажает назревшие внутри небольшого поселения конфликты. Девушка Айта (Айталыына Яковлева) кончает с собой. В кармане джинсов самоубийцы находят записку с одним словом — «Афоня». Так зовут русского полицейского (Андрей Фомин), подвозившего Айту до дома вечером перед несчастьем. Местные жители готовы самолично растерзать стража порядка, но начальник отдела полиции Николай (Иннокентий Луковцев) сажает подчинённого в камеру на время следствия. На Первом фестивале авторского кино «Зимний» «Айта» удостоилась двух наград: Бурнашев был признан лучшим режиссёром, а Иннокентий Луковцев — лучшим актёром. Автор триллера наглядно и эффектно показывает, что, когда эмоции захлёстывают разъярённую толпу, люди быстро откатываются к средневековым нравам, забывая о презумпции невиновности.
Из-за неожиданно успешного проката дата онлайн-релиза фильма была сдвинута на поздние сроки. Дома картину можно будет посмотреть предположительно в мае.
Где смотреть: Кинопоиск, Okko, Premier
В 2020 году якутские фильмы взяли главные призы на двух главных отечественных кинофестивалях. Сначала на «Кинотавре» победила картина «Пугало» Дмитрия Давыдова, затем на выборгском смотре «Окно в Европу» первенствовал «Чёрный снег» Степана Бурнашева.
Дальнобойщик Гоша (Федот Львов) зарабатывает на жизнь, развозя по сёлам палёную водку. Иногда в дороге удаётся поменять несколько десятков бутылок на оленьи туши. Гоша алчен и беспринципен. Во время одной из поездок на трассе, ведущей в город, у грузовика дальнобойщика пробивает колесо. На улице пятидесятиградусный мороз. Гоша пытается поставить запаску, но многотонная фура придавливает ему руку. «Чёрный снег» начинается как социальная драма о пьющем селе и бедных деревенских жителях, а в середине превращается в пугающе натуралистичный триллер в духе «127 часов» Дэнни Бойла.
Где смотреть: Wink, Кинопоиск, Premier
После победы на «Кинотавре» режиссёр Дмитрий Давыдов, сначала сельский учитель, а потом директор школы в селе Амга, оставил работу, чтобы сосредоточиться на кино. «Нелегал» — первый самостоятельный фильм автора после принятия важного решения и начала нового этапа в творчестве.
Молодой мигрант из Бишкека Нурбек (Эржан Даулетбеков) без документов добирается до Якутска и берётся за любую работу, чтобы чуть подкопить денег. На самом деле юношу интересует сельская местность Республики Саха, где иностранец кого-то или что-то ищет. «Нелегал» лихо меняет жанры: от полудокументальной драмы о жизни мигрантов к криминальному боевику о борьбе с армянской мафией, от роуд-муви в поисках ответов до триллера о тайнах прошлого. Давыдов оставляет на втором плане социальные проблемы региона, концентрируясь на состоящей из недосказанностей истории чужака в Якутии.
Где смотреть: Kion, Okko, more.tv, Кинопоиск
Первую славу Давыдову принёс дебютный фильм «Костёр на ветру» с полупрофессиональными актёрами Амгинского народного театра. Картина участвовала в конкурсе престижного фестиваля в корейском Пусане.
Пьяный молодой человек, собиравшийся поехать за водкой, дал задний ход и задавил насмерть приятеля-собутыльника. Невольный убийца признал вину, а в тюрьме покончил с собой. Пожилой отец преступника Игнат (Алексей Устинов) пытается загладить вину перед таким же немолодым отцом жертвы, а заодно заполняет пустоту в доме и сердце, заботясь о беспризорном мальчишке. «Костёр на ветру» — неторопливый триллер с сельским колоритом, сравнимый по напряжению и масштабу с античными трагедиями. Это столь необходимое сегодня кино о благородстве, умении прощать и мудрости.
Где смотреть: Premier, Okko, Кинопоиск, Wink, Kion
По разным обстоятельствам картина Михаила Лукачевского пролежала на полке шесть лет и была показана только на фестивале «Окно в Европу» в 2021 году. Первые фильмы автора участвовали в федеральных смотрах ещё в начале 2010-х, так что это один из первых якутских режиссёров, сравнительно громко заявивших о себе.
Молодая пара (Гаврил Менкяров и Инга Леонова) с грудным ребёнком приезжают погостить у родственников в деревне. У малышки обостряется дизентерия, а в посёлке пропадает электричество и связь с цивилизацией. Только вертолёт может отвезти младенца в город и спасти. Якутское кино часто сталкивает деревню и город, противопоставляет человека и природу, технологическое настоящее и консервативное крестьянское прошлое. И все эти мотивы в фильме Лукачевского важны, но в первую очередь это захватывающий и волнительный триллер о спасении ребёнка.
Где смотреть: Иви
Костас Марсаан — мастер жанрового кино. Если другие якутские режиссёры ориентированы на авторские фильмы, а остросюжетная составляющая разбавляет неспешную драму, то Марсаан специализируется на триллерах и хоррорах. «Мой убийца» стал первым фильмом из Республики Саха, добравшимся до широкого российского проката.
Неопытный следователь Джулус (Вячеслав Лавернов) расследует убийство молодой женщины по имени Люба (Галина Тихонова). Есть подозреваемый, признавшийся в преступлении, но не помнящий деталей содеянного. Джулус чувствует нестыковки и хочет повторно допросить сестру-близнеца погибшей Веру (снова Галина Тихонова), но девушка пропадает. В основе детективной завязки триллера лежит повесть Егора Неймохова «Случай на озере Сайсары», основанная на реальных событиях, которые произошли в середине 1970-х. «Мой убийца» строго выдержан в рамках мрачного жанра и напоминает «Головокружение» Хичкока, но только зимнюю версию на фоне умопомрачительных бескрайних пейзажей.
Где смотреть: Okko. Кинопоиск, more.tv, Wink, Kion, Иви, Premier
В Республике Саха кино снимают не только мужчины. Татьяна Эверстова и Любовь Борисова — самые громкие имена среди режиссёрок. И если «Не хороните меня без Ивана» Борисовой победил на фестивале «Зимний» и заставил говорить о талантливой авторке, то Эверстова гораздо менее известна.
Якутия, 1982 год. Десятиклассница Таня (Юлия Мярина) живёт в деревне с мамой (Нюргуяна Шадрина), младшими сёстрами и отчимом-пьяницей. Никто из соседей не замечает разворачивающейся в доме драмы. Отчим регулярно избивает жену, а дочери вынуждены убегать к родным. Таня устала терпеть издевательства над мамой и готовит план мести. В основе исследующего важную тему домашнего насилия триллера лежит автобиографичная история режиссёрки Татьяны Эверстовой. Камера ни на секунду не отступает от главной героини, так что зрители могут почувствовать ужас и безвыходность положения, в котором оказалась решительная Таня. В 1980-е абьюзеру было достаточно иметь знакомых среди милиционеров, чтобы не нести ответственности за регулярные избиения жены. Увы, сегодня ситуация мало поменялась.