Фильмы ужасов о каннибалах, секс-работницах и анонимах из Интернета — собрали 7 картин, которые придутся по вкусу любителям жанра.
В «Свежатинке» дебютантка Мими Кейв издевательски долго замахивается, вступительные титры начинаются только на исходе получаса, зато в оставшиеся восемьдесят минут постановщица бьёт так, что искры из глаз летят. И кровь сочится из отрезанных конечностей.
Он хорош собой, богат, галантен (Себастиан Стэн), она мила, внешне беззащитна, по уши влюблена (Дэйзи Эдгар-Джонс). Они могли бы устроить друг другу свидание мечты, если бы один из них не оказался маньяком.
Притворяющуюся комедийным хоррором картину можно без зазрения совести рассматривать и как метафору патриархального общества, и как утрированную модель капиталистического устройства мира. Кто-то может даже сказать, что это одно и то же. Так или иначе, первая лента Кейв удалась и как жанровый аттракцион, и как серьёзное, пусть и несколько прямолинейное высказывание, одно другому нисколько не мешает.
Сейчас постановщица работает над второй картиной под рабочим названием «Холланд, Мичиган», в главной роли Николь Кидман, аннотация обещает триллер о супружеской измене.
Тай Уэст, главная надежда американского инди конца нулевых, в 2022-м наконец вернулся к любимому жанру. Причём снова с отшлифованной классикой — его фильмы органично вписались бы в прокат как 2020-х, так и 1970-х. «Х» опирается на наследие Тоуба Хупера, причём не только на «Техасскую резню бензопилой», но и на «Съеденных заживо», и на «Смертельную забаву», в общем, video nasty во всей своей красе.
За принадлежность же к нашей эпохе отвечает двойная роль Мии Гот, умозрительный посыл о сексуальной революции и развевающийся шлейф остальных фильмов ужасов, выходивших с плашкой А24. Тот редкий случай, когда миллион отсылок режиссера оборачивается не упражнением в синефилии, а признанием в любви хоррору и зрителям. И в кои-то веки в этом любовном треугольнике автора, жанра и публики нет третьего лишнего, все на своих местах.
Прилежный ученик Ульриха Зайдля Петер Бруннер решил обернуть наследие прославленного учителя в хоррор-оболочку. Документальная натуралистичность, ироничная мизантропия вступают в союз с саспенсом. Пусть высказывание и теряет в силе, зато при сохранении прочих составляющих становится гораздо доступнее для неподготовленного гостя.
Мать и сын живут отшельниками где-то в горах. Сын явно не в себе, мать излишне религиозна, их отношения будто бы чрезмерно близки, наблюдать одновременно и неловко, и страшно: ничем хорошим эта история закончиться не может. Всё осложняется требованиями местных властей освободить территорию, ангелами апокалипсиса выступают дроны с повестками о выселении.
Вероятно, лучшая роль Франца Роговски пока остается в тени других работ, что обидно, ведь актер почти год вживался в образ — рубил деревья, учился взаимодействию с хищными птицами. Дэниел Дэй Льюис, может, и не позавидовал бы, но точно обратил внимание, если бы узнал. Так или иначе, результат того стоил: «Люцифер» — безусловный бриллиант в фильмографии каждого из участников съёмок. Отсутствие картины в обойме главных фестивалей мира — большое упущение со стороны отборщиков. Вероятно, следующая картина Бруннера так или иначе обязательно доедет до Лазурного берега.
Ещё один женский дебют в этом списке — «Наблюдающий» Хлои Окуно. Самый пугающий элемент картины — знакомый поклонникам «Доктора Кто» по «Торчвуду» Бьерн Горман. Исходящая от него угроза почти осязаема, но главным героям мало ощущений и предположений, им нужны факты, а потому они все глубже погружаются в жутковатые трущобы бывшего соцлагеря — действие картины разворачивается в современном Бухаресте.
Если взглянуть на главную героиню в исполнении Майки Монро, то кажется, что это повзрослевшая девушка из «Оно» Митчелла. Карл Глусман тоже будто бы так и не оправился от ужасов «Любви» Ноэ и «Неонового демона» Рефна. Одних этих персоналий было бы достаточно для блужданий по полям ассоциаций, но режиссерка ещё и раскидывается отсылками к «Загадочному убийству на Манхэттене», «Шараде» и, вероятно, к чему-то ещё.
По «Наблюдающему» и не скажешь, что это дебют, — возможно, по той причине, что фильму предшествовало 9 лет короткометражных работ. Одновременно простой и синефильский, более чем традиционный, но всё равно захватывающий первый блин получился точно не комом. Сейчас Хлоя Окуно снимает байопик о серийном убийце Родни Алькала.
Самый нестандартный хоррор этого списка — история посетительницы имиджборд, рассказанная ею самой. Один из немногих случаев, когда фильм касается темы Интернета не только формально — через скринлайф-формат, текстовые сообщения на экране и прочие грошовые уловки, но и, по сути, через ужас соприкосновения с абсолютно незнакомым человеком, ощущение ирреальности собственной жизни, анонимное одиночество как норму существования.
Кейси участвует в челлендже «Всемирной выставки» — посмотри видео, намажь экран кровью, посмотри, что будет. И не забудь всем об этом рассказать. По легенде в теле должны начаться некие изменения. И трансформации происходят, но не в теле и не так, как Кейси могла ожидать.
В «Выставке» можно раскопать и пласт, связанный с мироощущением человека с гендерной дисфорией: Джейн Шоунбран — небинарная персона и знает об этом не понаслышке. Можно приглядеться и к теме взаимоотношений художника и публики или учителя и ученицы. При всей минималистичности «Мы все идем на всемирную выставку» — очень многослойная, но при этом пугающая картина, которая может удивить любого, кто в этом заинтересован.
Как понять, что Дарио Ардженто снова в деле? Во-первых, в фильме обязательно должна быть его дочь, Азия. Во-вторых, никак нельзя обойтись без маньяка- женоненавистника и, соответственно, секс-работниц. Здесь одна из них ещё и слепая. В-третьих, должны быть кровавые подробности расправы: собака разрывает несчастной девушке горло в первые же минуты хронометража. Визуальный ряд сопровождает мощный властный саундтрек — возможно, лучшее, что есть в картине. И маленькая деталь, окончательно убеждающая в том, что кино снимал человек на девятом десятке —– маленький мальчик в 2022 году играет в PSP.
После снятого по ту сторону профессионализма «Дракулы 3D» и последовавшего за ним десятилетнего перерыва Дарио Ардженто действительно вернулся. Конечно, в наше время творения режиссера выглядят архаично, но ждать чего-то другого было бы странно. Можно только порадоваться, что мастер заканчивает на олдскульном, пусть не обремененном логикой, но довольно жестоком триллере, а не на цирке- шапито в 3D.
Кто бы мог подумать, что за дебютом Роба Джаббаза с лаконичным названием «Грусть» скрывается самый жесткий зомби-хоррор последних лет. А может, и не только последних, в конце концов секс через глазницу – явление все-таки исключительное.
По сюжету одним прекрасным утром Джим и Кэт просыпаются, умываются и отправляются каждый по своим делам. Город, предположительно Тайбэй, тем временем охватывает эпидемия неизвестного вируса. Зараженные стремятся изнасиловать и убить как можно большее количество окружающих, причём в как можно более извращенной и жестокой форме. Всё случается одним днём, в течение буквально нескольких часов, так что здоровыми возлюбленные друг друга больше не увидят.
Джаббаз не разменивается на объяснения, едва-едва касается предыстории персонажей и сразу переходит к тому, ради чего все собрались, — бесконечному потоку насилия. Это играет с картиной злую шутку, кажется, что растягивать gore- контент почти без драмы на полтора часа совсем не обязательно, хватило бы и пятнадцати минут, но уж как есть. Для поклонников «мяса» в хоррорах «Грусть» – это просто бриллиант, для тех же, кто ищет в жанре чего-то большего — незабываемая экскурсия в мир того, чего остальные режиссеры стеснялись, а Джаббаз взял да и сделал. А уж хорошо это или плохо, каждый решает сам.