Рассказываем о громких проектах российской сериальной индустрии, поразивших нас своей остроумностью и смелостью. От яркой комедии про смоленских вампиров до откровенной драмы про порноиндустрию.
Вероятно, главный весенний хит российских стримингов — комедия о семье вампиров из Смоленска, которым приходится расследовать дело об убийстве в их родных краях. Дело в том, что какой-то кровопивец досуха выжал трёх бедолаг, и по древнему закону за смерть людей должен головой ответить кто-то из вампиров. Если не найти истинного преступника, этим «кем-то» станет младший из семейства — новообращённый тинейджер Женёк.
«Вампиры средней полосы» лихо смешивают ситуационную комедию с детективом: они будто вобрали в себя всю многолетнюю традицию сериалостроения и перелопатили старые тропы в нечто совершенно новое: сюжеты из условного «Следа» здесь соседствуют с юмором «Реальных упырей». Во главе всего действа — блестящий Юрий Стоянов в роли самого матёрого вампира Святослава Вернидубовича.
Тема вебкама в последнее время сильно волнует российскую киноиндустрию. Сначала были «Китобой» и Sheena667, где главные герои влюблялись в далёкую незнакомку по ту сторону экрана. Теперь вышел «Хэппи-энд», сериал more.tv о молодой паре, которая решает зарабатывать с помощью вебкама и благодаря этому попадает в опасный и жестокий мир порно. Никакой цензуры и стыдливо отворачивающейся от секса камеры, здесь всё откровенно и «без купюр»: режиссёр- дебютант Евгений Сангаджиев снял один из самых смелых российских сериалов, который не боится ни наготы, ни острых тем, а в конце опустошает бескомпромиссным финалом.
После международного успеха «Эпидемии» режиссёр Павел Костомаров и продюсеры Валерий Никишов и Евгений Федорович вместе сделали ещё один громкий сериал — мистический триллер «Перевал Дятлова», переосмысляющий трагическую гибель советской туристической группы. Действие тут поделено на две части: чётные серии сняты в духе фильмов времён «оттепели» (конкретно – работ оператора Сергея Урусевского и режиссёра Михаила Калатозова) и рассказывают о последних днях «дятловцев». Нечётные выглядят более современно и повествуют о майоре КГБ Костине в исполнении Петра Фёдорова, который пытается разобраться в обстоятельствах трагедии.
«Перевал Дятлова» удивляет и стилистически — ничего похожего мы в российских сериалах даже близко не видели, – и сюжетно. Тут есть место и мистике, и психоделическим флешбэкам из Великой Отечественной, но в конечном итоге проект очень уважительно относится к памяти погибших туристов. Одну за одной он отметает все спекуляции на тему реальных причин трагедии и показывает, пожалуй, самую простую, но оттого и самую жуткую версию произошедшего.
Собравший все возможные награды сериал о четырёх подругах секс-работницах, которые решают бросить гиблое дело и заняться бизнесом. Естественно, сделать это оказывается совсем не просто — тем более в России. «Чики» показывают нам портрет солнечного отечественного Юга, который за ярким фасадом с арбузами и разодетыми джигитами скрывает всё тот же неумолимый мрак, что и любая другая забытая богом провинция (да и не только провинция). Стоит также отметить, что сериал зажёг новые звёзды в российском кино: отсюда стартовали карьеры Алёны Михайловой и Варвары Шмыковой, ныне очень востребованных молодых актрис.
Российские режиссёры, кажется, наконец поняли, как вдохнуть новую жизнь в хронотоп 90-х. Если тот же «Бык» ещё казался довольно конвенциональным фильмом, то сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» действительно предлагает новый взгляд на эпоху бандитов и финансовых пирамид. Здесь всё те же архетипы: воры в законе, афганские ветераны, угрюмые кавказцы, но при этом показаны они с новой оптикой, от лица людей, которые пережили 90-е, будучи подростками, и потому не воспринимали происходящее вокруг уж слишком всерьёз. Кстати, на днях начинается второй сезон шоу — надеемся, что ему удастся удержать высокую планку.
Антон Ковалёв когда-то был капитаном сборной России по футболу, но после пьяной драки попал в тюрьму на два года и, разумеется, лишился всякого шанса на продолжение карьеры. Чтобы заняться хоть чем-то, он берётся помогать своему другу — будет готовить непростых ребят из местной «специальной» школы к локальной Олимпиаде. «Трудные подростки» — возможно, первый внятный российский сериал о поколении Z, не пытающийся удивить зрителя «смелыми» сценами секса и употребления наркотиков. Всё тут весьма сдержанно и спокойно: «Трудных подростков» больше интересует свободный дух молодой жизни и сложная психология зумеров, чем дешёвый эпатаж.
Совсем недавно появилась новость, что Роман Волобуев доснял второй сезон «Последнего министра» и что он станет для режиссёра последним. Самое время вспомнить про эту сатирическую комедию о российском политике, которого поставили, чтобы создавать видимость работы некоего несуществующего министерства, а тот вдруг решает действительно что-то поменять в стране (и этим, конечно, всех удивляет). «Последний министр» серпом проходится по отечественным реалиям и остроумно критикует систему власти — Волобуев использует стриминговую свободу для сюжетов, которые невозможно было бы увидеть на ТВ. При этом здесь нет ни чёрно-белой морали, ни очевидно положительных героев. Мир политики, по Волобуеву, — это место столь же нелепое, сколь и сложное.