К выходу «Кошек» вспоминаем, какими ещё фильмами радовал нас жанр мюзикла в последние годы — от оскароносных любовных открыток кинематографу до полуфэнтезийных байопиков.
«Рокетмен» — байопик о творческом пути Элтона Джона, который многие по понятным причинам сравнивают с «Богемской рапсодией» (как минимум, потому что над ними работал один и тот же режиссёр, Декстер Флетчер). Но если «Рапсодия» не сходила с проторенной дорожки академической драмы об обретении успеха, то «Рокетмен» — впечатляющий пример такого мюзикл-байопика, фильма, который рассказывает историю своего героя не через сухой пересказ Википедии, а сквозь призму его же творчества. Через вычурные, избыточные музыкальные номера, красочную экстраваганзу, передающую вайб творчества Элтона Джона лучше любой доскональной биографии.
Абсолютный хит 2017 года, который наконец вернул голливудским продюсерам веру в жанр мюзикла. Молодой режиссёр Дэмьен Шазелл ещё с дебютного низкобюджетного фильма «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» был одержим идеей современной истории любви, рассказанной языком классических мюзиклов. В «Ла-Ла Ленде» у него наконец появились финансовые возможности и творческие способности реализовать эту идею полностью — получился прекрасный фильм, невероятно красивый и с одним из лучших музыкальных аккомпанементов в новейшей истории. Любовная открытка старому кино (и мюзиклу как одному из главных его жанров) и всему Лос-Анджелесу, городу звёзд, что светит только избранным.
В 2007-м режиссёр Джон Карни выпустил фильм «Однажды» — камерную мюзикл- мелодраму о любви музыканта-неудачника и молодой матери. Картина получила «Оскар» за лучшую песню, и в 2015-м Карни продолжил свои музыкально- кинематографические искания в «Синг Стрит» — фильме, ловко объединяющем подростковую coming-of-age драму и задорный поп-рок-мюзикл. Здесь история о юношеской любви рассказана через песни и импровизированные клипы группы, которую главный герой основал, чтобы покорить сердце избранной дамы. И прогрессия их отношений напрямую рифмуется со стилевым разнообразием песен его бэнда.
Совершенно безумный фильм Джона Кэмерона Митчелла, режиссёра недавнего «Как разговаривать с девушками на вечеринках», который также исполняет здесь главную роль — глэм-рок певца-транссексуала Хедвига, приехавшего покорять Америку со своей группой и заодно выяснить отношения с популярным музыкантом (его играет Майкл Питт), укравшим песни и сердце Хедвига. Фильм, как и все лучшие мюзиклы, использует музыкальные номера не как аккомпанемент, а как полноценный нарративный инструмент — в странноватых ракурсах камеры или внезапных переходах на анимацию хорошо ощущается тот сумасшедший роковый запал, что неизменно следует за глэм-эстетикой.
За пятнадцать лет до «Ла-Ла Ленда» бокс-офис громил другой мюзикл. «Мулен Руж!» — пожалуй, лучший фильм База Лурмана, режиссёра, известного своим фокусом на мелодраматизм и избыточным визуальным стилем. Здесь, в истории любви двух распутных людей искусства (потрясающе красивые Николь Кидман и Эван МакГрегор), его метод встраивается как нельзя лучше. Ослепительно яркий, цветастый и разнузданный «Мулен Руж!» заполнен переигранными рок- и поп-хитами, перегружен аудио- и видеоинформацией, но тем, собственно, и хорош. В определённом смысле этот фильм ещё на заре века поставил новую планку для мюзиклов — планку, к которой все остальные откровенно побоялись приближаться.
Экранизацию хитового бродвейского мюзикла «Чикаго» часто ругали на момент выхода в сравнении с оригиналом. Мол, режиссура Роба Маршалла пытается испортить всё хорошее, что есть в мюзикле, — слишком здесь много монтажных склеек, портящих музыкальные номера, слишком усердно фильм напирает на стилизацию, забывая о прочем. Отчасти это, может, и правда, но «Чикаго» — мюзикл, который не испортишь, в общем, ничем, а адаптация Маршалла хоть и не идеальна, все равно очень талантлива. К тому же ей очень хорошо помогает блистательный каст: от Рене Зеллвегер до Ричарда Гира и Кэтрин Зеты-Джонс.
Disney не так часто позволяют себе самоиронию — и всё же в 2007 под их крылом вышел замечательный фильм «Зачарованная» с Эми Адамс в роли типичной диснеевской принцессы, внезапно попавшей в наш реальный мир. По сути, это сатира на все сахарные мультфильмы о принцессах, которыми Мышиный Дом кормил зрителей долгие годы — и, в частности, над их раздражающей привычкой петь обо всём, что в объяснении совершенно не нуждалось. «Зачарованная» — единственный в этом списке откровенно постмодернистский мюзикл, больше высмеивающий жанр, чем пытающийся в нём преуспеть. Но от этого и слушать местные песни совсем не так невыносимо, как в тех фильмах, над которыми он издевается.