Однокадровые сцены, то есть эпизоды, снятые без монтажных склеек, всегда производят неподдельное впечатление на зрителей и требуют особенной подготовки съемочной команды: как актеров, так и операторского цеха. Мы знаем множество эффектных фильмов, которые используют художественный прием непрерывности, — от «Печати зла» до «Бердмена» и «Дитяти человеческого». В сериалах однокадровые сцены тоже стали встречаться довольно часто: рассказываем о нескольких завораживающих кадрах, снятых для малых экранов.
Дорогой Билли
4-й сезон, 4-я серия
Однокадровая сцена из «Очень странных дел» пусть и не является по-настоящему фундаментальной или сюжетообразующей в сценарном плане, но все равно лишний раз доказывает, что братья Дафферы и режиссер Шон Леви всячески стремятся экспериментировать с визуальным языком шоу и изобретательностью мизансценирования. В четвертом эпизоде четвертого сезона самой запоминающейся сценой, несомненно, можно назвать побег Макс (Сэди Синк) из логова Векны под хит Кейт Буш. Но в этой же серии «Дорогой Билли» есть филигранно поставленный эпизод перестрелки в доме, в котором агенты пытаются защитить от пуль Джонатана (Чарли Хитон), Майка (Финн Вулфхард) и Уилла (Ноа Шнапп), пока ребята мечутся в разные стороны. Продолжительность кадра меньше минуты, но тщательно отрепетированная хаотичность и насыщенность экшена делают суету в доме зрелищной и убедительной.
Стой, кто идет?
1-й сезон, 4-я серия
Экшен-перестрелку в «Очень странных делах» можно назвать легкой разминкой по сравнению с мастерски поставленной шестиминутной сценой налета в первом сезоне «Настоящего детектива». Режиссер Кэри Фукунага и в предыдущих своих картинах был неравнодушен к «ваншотам»: увидев сценарий, он сразу предложил шоураннеру Нику Пиццолатто снять сцену, в которой Раст Коул (Мэттью МакКонахи) с бандой байкеров нападает на вражескую шайку, без монтажа. И не прогадал: за работу над эпизодом Фукунага получил приз за лучшую режиссуру на премии «Эмми» в 2014 году.
В первую очередь эффект «здесь и сейчас» должен был заставить зрителей переживать за Коула, что довольно сложно, ведь действие происходит в 1995 году, и публика уверена в том, что Раст уцелеет и благополучно доживет до 2012-го. Поначалу мы оказываемся вместе с Растом в закрытом помещении: нерв возникает из-за дезориентации — непонятно, что творится снаружи. Слышно стрельбу и даже движение лопастей вертолета. Самым сложным для операторской команды было перепрыгнуть через забор вместе с Растом и его заложником. Удалось снять шестиминутный эпизод целиком только с четвертого раза — всего было сделано семь дублей. Больше всего съемки пришлись по нраву Вуди Харрельсону — по сюжету Марти Харт подъезжает к напарнику в самом конце безумного пробега.
1-й сезон, 3-я серия
Эпизод из «Шучу», снятый без монтажных склеек, знаком даже тем, кто не смотрел сериал целиком. Когда серия вышла, техничность и виртуозность исполнения полутораминутной сцены настолько поразили кинематографистов и зрителей, что видео, где показано закулисье процесса, мгновенно взорвало Сеть.
Режиссеру Джейку Шрейеру необходимо было показать преобразование жизни к лучшему бывшей наркозависимой, он хотел сделать постановку в духе Мишеля Гондри — шоураннера проекта. Когда замысел оформился, он привлек к работе над однокадровой сценой коллег и соратников Гондри — оператора Шоуна Кима и художника Максвелла Оргелла. Результатом стала напряженная подготовка и двухнедельные репетиции команды из практически 50 человек. Комната меняется на ходу, одна стена и вовсе передвигается, а актриса Рики Линдхоум, несмотря на помощь дублеров, проживает пять лет жизни в одном кадре. Пожалуй, «Шучу» застолбил за собой идеальное использование непростого приема.
Рецензия
1-й сезон, 7-я серия
Просмотр «Медведя», а особенно первого сезона шоу, ассоциируется не с комфортными вечерами под пледом, а с пульсирующей панической атакой. Даже находясь по ту сторону экрана, сложно уберечься от зашкаливающего адреналина и бесконечного цейтнота. Эпизод «Рецензия» — квинтэссенция ощущения нехватки времени и тесноты на кухне. Формально завязка крутится вокруг отзыва на ресторан, где выделили ризотто, приготовленное Сид, которого даже нет в меню. По факту зрителя окунают прямо в пекло: в ресторан за 15-20 минут до открытия.
Изначально создатель шоу Кристофер Сторер планировал традиционный эпизод с рваным монтажом, но, прочитав сценарий, продюсерка Джоэнна Кало предложила попробовать съемку одним кадром. Результат — беспрерывное действие, зашкаливающее по всем параметрам. Во время просмотра то и дело хочется нажать на паузу, чтобы отдышаться. От градуса плит вокруг и напряжения в команде становится и правда не по себе. Пожалуй, «Рецензия» — именно тот случай, когда художественное исполнение конгениально сценарию и не выглядит режиссерской фишкой.
Материнство
1-й сезон, 24-я серия
Приготовьтесь удивляться: одна из сцен нашего топа является открывающей в 24-й серии первого сезона «Скорой помощи» — культового сериала 90-х. За режиссуру эпизода отвечал не кто иной, как Квентин Тарантино. Идею попробовать себя в сериальном ремесле ему подал Джордж Клуни во время съемок «От заката до рассвета» — актер был звездой ER. Тарантино недолго колебался и в результате был назначен продюсерами на производство серии «Материнство». Впрочем, не стоит ждать фирменных режиссерских приемчиков в драме о медработниках: эпизод, напротив, вышел довольно трогательным и даже нежным — выход был приурочен ко Дню матери, и на неделе релиза «Скорая помощь» обскакала «Друзей» и «Сайнфилд» по рейтингам. И все же открывающая сцена с довольно сложной хореографией камеры выдает руку мастера. Как и в «Медведе», однокадровый эпизод лучше передает специфику профессии, ощущение цейтнота и многофигурность сюжета — в больнице множество врачей, но еще больше пациентов.
Треугольник
6-й сезон, 3-я серия
«Секретные материалы» во многих художественных фишках были пионерами на ТВ: формат «монстров недели» позволял экспериментировать и заигрывать с поп-культурными дежавю. Эпизод «Треугольник» состоит и четырех длинных дублей, поделенных паузами на рекламу в самый напряженный момент. Четвертый сегмент серии представляет собой параллельный монтаж двух сюжетных линий и компиляцию через полиэкраны. Шоураннер Крис Картер при создании эпизода вдохновлялся «Веревкой» Альфреда Хичкока и формулой сказки «Волшебник страны Оз».
Малдер (Дэвид Духовны) опять нашел приключения на свою голову: агент отправился в Бермудский треугольник на поиски пропавшего во время Второй мировой войны судна «Королева Анна». Корабль он нашел, но сам оказался в прошлом на лайнере, захваченном нацистами и «двойниками» его коллег. Параллельно Скалли (Джиллиан Андерсон) носится по кабинетам Бюро расследований, пытаясь вызволить напарника из неприятностей. Не обошлось без читерства — кое-где Картер и Ко прятали склейки на темных переходах или дверях открывающегося лифта, но, несмотря на киношные хитрости, «Треугольник» является одним из самых ярких и любимых икс-филами эпизодов паранормального процедурала. Возможно, еще и потому, что на палубе «Королевы Анны» случился первый поцелуй Малдера и Скалли — с одним «но»: Малдеру все привиделось, когда он наглотался соленой воды.
Две бури
1-й сезон, 6-я серия
Мастер печальных баллад о кошмарах, что мучают во сне и наяву, Майк Флэнеган обосновался на Netflix c «Призраком дома на холме» — освоением романа Ширли Джексон. Восемь часовых эпизодов рассказывают историю семьи Крейн, поселившейся в старом поместье, где бродят призраки и сквозняки. Как и в «Секретных материалах», пять однокадровых эпизодов чередуют сюжетные линии: одни показывают бурю в прошлом Крейнов, другие — в настоящем времени перед похоронами младшей дочери Нелл (Виктория Педретти).
Еще на этапе написания сценария Флэнеган знал, что эпизод станет сердцем всего шоу и должен быть снят однокадровыми сегментами. Netflix не поскупились на производство: еще при построении декораций учитывалось, что герои буду переходить из одной эпохи в другую, а для финальных кадров даже построили «операторский лифт». Усилия были приложены не зря: самая длинная сцена длилась 18 минут, и из-за технических сложностей у команды было всего три попытки, в результате только один дубль был завершен — именно он и попал в шоу. Дети-актеры проявили себя как настоящие профессионалы, которые знали, как много зависит от их работы в кадре. «Два шторма» вышли потрясающе слаженным и драматургически чутким эпизодом, который выглядит как самостоятельный фильм о ранах и призраках, преследующих семью сквозь годы.