Признаваться в любви Мэрил Стрип хочется не ежегодно, а как минимум ежечасно (или ежеминутно, будь такая возможность). Неподражаемая Стрип все время шутит, что утомила публику лавиной номинаций и уровнем признания, но едва ли миг, когда талант Мэрил наскучит, однажды наступит. В честь дня рождения великой артистки вспоминаем роли в фильмографии, которые забылись со временем, но заслуживают обожания не менее знаменитых работ.
Еще до Эрин Брокович в блистательном исполнении Джулии Робертс Голливуд обратился к истории противостояния маленьких женщин большим корпорациям и эпизоду куда более щекотливому, пусть и со схожей природой конфликта. Любые вопросы, касающиеся ядерной промышленности и сокрытия вреда труда на предприятиях, старательно умалчиваются. Докопаться до правды и прижать правление через профсоюз и прессу осмелилась Карен Силквуд — сотрудница завода по переработке плутония. Ненормированный график и халатное отношение к безопасности стоили многим коллегам и ей самой здоровья.
В борьбе за справедливость Мэрил сопровождают Курт Рассел и Шер, а за сценарий картины взялись Нора Эфрон и Элис Арлен. В отличие от упомянутой «Эрин Брокович», «Силквуд» — не духоподъемная история self-made woman, а скорее гимн отчаянным храбрецам, которые осмелились противостоять системе. От производственной драмы о бесправии рабочего класса режиссер Майк Николс постепенно сворачивает к детективному расследованию преступной халатности на заводе, а Мэрил, как всегда, демонстрирует почтительность к прототипу.
Кто бы мог подумать, что мастер хорроров и реаниматор слэшеров Уэс Крейвен мечтал снять биографическую драму об учительнице музыки из Гарлема? Чтобы картина состоялась, режиссеру пришлось идти на уступки студии: байопику о Роберте Гаспари дали зеленый свет лишь после того, как Крейвен согласился на производство «Крика 3».
Основные события в жизни Роберты начались после развода: оказавшись без средств к существованию с двумя детьми, скрипачка устроилась на работу в школу в Гарлеме, где учила обращаться со смычком детей из неблагополучных семей. «Музыка сердца» встраивается в плеяду лент, где талантливые педагоги лечат души учеников, вроде «Хористов» и «Общества мертвых поэтов». Мэрил Стрип вновь создает достойный портрет реальной женщины — строгой и волевой учительницы, которая боролась за музыку с бюрократическими условностями и сокращением бюджета. Прямо во время съемок картины финансирование образовательной программы скрипачки было восстановлено, о чем сообщают титры.
«Открытки с края бездны» стали началом большой дружбы Мэрил Стрип и Кэрри Фишер — двух икон поколения. Фишер в рамках терапии после рехаба написала автобиографию, а позже адаптировала роман под сценарий: режиссером стал уже упомянутый Майкл Николс, а роль альтер эго Кэрри досталась Мэрил.
Можно ждать от ленты срывания голливудских покровов, кухни киноиндустрии и профиздержек в жизни начинающей актрисы. Фишер действительно стирает лоск с работы на съемочной площадке, но на первое место ставит даже не личный кризис, а непростые и часто болезненные отношения матери (Дебби Рейнольдс сыграла Ширли МакЛейн) и дочери. Одинокие женщины с багажом зависимостей стали друг для друга самыми устойчивыми опорами и самыми суровыми судьями.
В столь личной и интимной картине Мэрил Стрип не пытается искать портретного сходства с Кэрри Фишер, но с невероятной деликатностью подходит к роли Сьюзан. Кроме прочего, «Открытки» дарят редкую возможность услышать, как Стрип поет, — после Mamma Mia! хочется слышать голос Мэрил как можно чаще.
Сомнений в том, что Мэрил Стрип может сыграть всё что угодно, давно ни у кого не осталось. Тем не менее в реестре достижений артистки часто можно найти оскаровские драмы и пронзительные байопики, а жанровых лент куда меньше, но все же без остросюжетных картин не обошлось.
«Дикая река» — криминальный триллер Кертиса Хэнсона с захватом заложников, спуском по горным порогам и Стрип, берущей критическую ситуацию в свои руки. Отпуск идет не по плану, и случайные спутники с добрососедскими улыбками (Кевин Бейкон и Джон Си Райли) угрожают не только размеренному досугу, но и безопасности семьи. Героиня Мэрил Гейл — та самая узнаваемая женщина из кино 90-х, которая однажды столкнулась со всеми кризисами сразу (и самоопределения, и брака) и решительно противостоит всем невзгодам. «Река» — не исключительный, но вполне достойный триллер о преследовании в духе «Мыса страха» Мартина Скорсезе.
Как и любые экранизации, адаптация романа Уильяма Кеннеди не избежала типичных «книжных» проблем при переходе на экран: слишком сжато, слишком быстро, слишком схематично. И все же в отрыве от оригинала баллада об искуплении и бурлении низов во время Великой депрессии в первую очередь может похвастаться сильнейшими актерскими работами.
Человека, который никогда не найдет пути к раскаянию, сыграл Джек Николсон, его закадычного камрада и собутыльника — Том Уэйтс, а любимую в болезни и горе — Мэрил Стрип. В героине Стрип — певице без гроша душой — угадывается отчаяние Горького и трагичность Достоевского: сцена, где бездомная возвращается на сцену кабака, мгновенно разбивает сердце. «Чертополох» — смесь ужасающей действительности и не менее губительных фантазий, которая фиксирует безысходность эпохи.
Оскаровские статуэтки — любимый повод для споров: то ли киноакадемики слишком часто награждают фильмы, которым суждено через год уйти в забвение, то ли публика слишком быстро забывает шедевры. Несмотря на то что Мэрил вниманием обделили, картина «Из Африки» стала триумфатором церемонии 1985 года: 7 побед из 11 номинаций, в том числе главный«Оскар» и приз режиссеру Сидни Поллаку.
«Из Африки» — колониальный романс о влюбленных в кино и в прозе: Мэрил Стрип вновь играет реальную женщину. Карен Бликсен — в будущем романистка, а пока датская баронесса и жена кофейного плантатора, которая вынуждена перебраться в Кению. Вспыхнувшая любовь к охотнику и ценителю прерий Денису (Роберт Редфорд) заставляет даму пересмотреть принципы и иначе взглянуть на грехи белого человека на чужом континенте. Сегодня фильм кое-где выглядит чересчур старомодно, но отвечает на запрос о поиске баллады о любви вне социальных условностей. Сцену, где Редфорд моет голову Стрип, можно отдельно пересматривать во время приступов меланхолии.
Если среди новогодней киномишуры вам всегда не хватало праздничной истории любви с Мэрил Стрип, то «Влюбленные» — именно тот фильм, который вы искали. Осталось подождать всего полгода, чтобы начать настраиваться на волны рождественского настроения.
Фрэнк и Молли (партнером Стрип выступил Роберт Де Ниро) встретились случайно в суете декабрьских покупок: она замужем, он женат, но у вселенной другие планы, а потому новые знакомые то и дело будут сталкиваться. Лента Улу Гросбарда не пополнила золотой фонд мелодрам, но все же заслуживает места в пантеоне сентиментальных историй: Мэрил Стрип и Роберт Де Ниро купаются в чувствах на экране и заражают кадры непреодолимой силой притяжения, чего еще желать под Новый год?