Disney, Pixar и DreamWorks Animation — это, пожалуй, самые известные студии, занимающиеся производством анимации, но все они базируются в США. Что же происходит в других странах? Европейские компании часто выпускают фильмы, которые становятся частью престижных международных фестивалей и ничуть не уступают в качестве американским лидерам проката. Собрали список из нескольких европейских анимационных фильмов последних лет, которые точно стоит посмотреть.
2200 год — время, когда путешествия с Земли на Марс стали такими же привычными, как поезд Москва — Санкт-Петербург. Алин Руби и Карлос Ривьера, ее старый друг, ставший после смерти андроидом, — детективы будущего, занимающиеся расследованием кибернетических преступлений. Однажды они получают новое дело: необходимо отыскать пропавшую студентку, которая, возможно, должна раскрыть детали самого масштабного преступления современности.
«Марс Экспресс» — стильный анимационный сай-фай-боевик от французского режиссера Жереми Перена. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, где он мгновенно покорил зрителей качественной детализацией вымышленного мира. Чуть позже картина получила номинацию на престижную премию «Сезар». Это адреналиновое приключение, включающее в себя неонуар, наследие Филипа Дика, «Матрицы» и «Призрака в доспехах», едва ли способно оставить кого-то равнодушным.
Науфель живет в Париже и работает курьером, но назвать его талантливым водителем сложно — Науфель часто попадает в аварии. Однажды во время ливня его мопед снова ломается, поэтому пицца, которую Науфель должен доставить по адресу, начинает остывать. Когда юноша наконец набирает нужный номер в коробке домофона, он понимает, что механизм открытия неисправен. Заказчица по имени Габриэль отвечает на запрос Науфеля, но не может открыть дверь и забрать пиццу. Запертый с одной стороны ливнем, а с другой — запечатанной дверью, курьер устало начинает доставать куски пиццы, параллельно разговаривая с Габриэль по связи домофона. Тем временем где-то в парижской лаборатории отрубленная кисть руки сбегает, чтобы найти свое тело…
«Я потеряла свое тело» — анимационная драма французского режиссера Жереми Клапина, в 2019 году номинированная на «Оскар». Фильм снят по мотивам романа Гийома Лорана «Счастливая рука», он же помогал заниматься адаптацией текста. Картина по праву считается одним из самых смелых и изобретательных мультфильмов последних лет: здесь есть и напряженные сцены, связанные с преодолением рукой различных препятствий, и завораживающие черно-белые флешбэки о детстве Науфеля, и трогательная история знакомства двух одиночеств.
1924 год. Британские альпинисты Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин бесследно исчезли во время попытки покорить Эверест. Спустя много лет японский репортер Макото Фукамати узнает, что фотоаппарат путешественников, возможно, находится в руках одинокого покорителя гор Хабу Дзедзи. Но и его уже много лет никто не видел. Фукамати отправляется на поиски альпиниста и постепенно становится одержим не только историей покорения Эвереста, но и судьбой Хабу.
«Вершина богов» — анимационный фильм французского мультипликатора Патрика Имбера, созданный по мотивам одноименной манги Дзиро Танигути, которая, в свою очередь, была основана на романе Баку Юмэмакуры. Появлению «Вершины богов» мы обязаны совместному французско-люксембургскому производству и продюсерам милейших «Эрнеста и Селестины» и ирландского номинанта на «Оскар» — мультфильма «Легенда о волках». «Вершина богов» — не только увлекательное детективное расследование. Прежде всего, это история о признании в себе манящего, но губительного чувства, призывающего всегда стремиться к достижению вершины. Даже ценой собственной жизни.
Маленькая бунтарка Робин вместе с отцом-охотником переезжает из Англии в небольшой ирландский городок. Здесь у них есть миссия: Лорд Защитник приказал отцу Робин разобраться с местной стаей волков, которые мешают людям покорять окружающие город земли. Однажды Робин встречает в лесу девочку-ровесницу по имени Мэб. Оказывается, здесь живут wolfwalkers — люди, которые умеют принимать волчий облик по ночам. Доверившись Робин, Мэб объясняет, почему волки не уходят из леса и рискуют собственной жизнью. Все дело в том, что мама Мэб недавно пропала, а без нее стая оказывается перемещаться. Теперь Робин предстоит помочь новой знакомой и заодно попытаться убедить отца в том, что волки не представляют опасности — они просто хотят найти пропавшего члена семьи.
«Легенда о волках» — анимационный фильм режиссеров Томма Мура и Росса Стюарта, основанный на фольклоре и истории Ирландии (как и прошлые картины Мура «Тайна Келлс» и «Песнь моря»). В 2021 году картина была номинирована на «Оскар» и получила колоссальную поддержку со стороны критиков — «Легенда о волках» навсегда вошла в историю благодаря не только хорошо прописанному сюжету, но и удивительной технике анимации. Все сцены были заранее созданы в виртуальной реальности, после чего профессионалы анимировали результат на бумаге с помощью карандаша и угля.
Дружелюбный и мечтательный Икар обожает проводить время, изучая мир. Когда мальчик не занят помощью отцу Дедалу, он пытается делать собственные открытия, но больше всего на свете любит встречать рассветы. Однажды Икар отправляется в путешествие вместе с отцом и оказывается во дворце могущественного царя Миноса — здание когда-то спроектировал Дедал, который считается главным придворным изобретателем. Пока Минос выдает Дедалу новое задание, Икар делает неожиданное открытие: оказывается, в потаенном уголке резиденции прячется получеловек-полубык Астерий, который не прочь пообщаться с мальчиком. Узнав, какая судьба ждет нового друга, Икар решает сделать все, чтобы спасти Астерия.
«Икар» — дебютный мультфильм люксембургского режиссера Карло Вогеле, сочетающий в себе древнегреческие мифы о Минотавре и Икаре. Дети почти наверняка насладятся игрой красок и яркими приключениями героев, а вот взрослых ждет напряженный просмотр, ведь почти наверняка многие давно знакомы с этими мифами и знают, чем они заканчиваются…
Безымянный мальчик, переживший крушение самолета, просыпается и понимает, что он привязан парашютными тросами к дереву. На неопределенном расстоянии находится существо, напоминающее большое черное облако или сгусток копоти. Как только герой приходит в себя, оно начинает двигаться. Фигура монстра пугает мальчика, и он стремглав несется к единственному месту, которое выглядит безопасно, — к пещере, полной питательных фруктов и живительной питьевой воды. Монстр нерешительно застывает на пороге. В пещере герой находит карту и ее прошлого владельца, превратившегося в скелет. Судя по плану, он находится на острове, а где-то в стороне есть гавань и, возможно, другие люди. Мальчик оглядывается на монстра: как только он сделает шаг из пещеры, преследование тут же возобновится. Но не может же он стать еще одним скелетом с картой в руках, испугавшись даже самой мысли о спасении?
«Таинственный остров» — анимационный фильм Гинтса Зильбалодиса. В данном случае это не преувеличение — латвийский кинематографист действительно создал картину в одиночестве, выступив во всех ролях сразу, от режиссера до композитора и монтажера. Как и голландец Михаэль Дюдок де Вит, автор знаменитой «Красной черепахи», Зильбалодис обращается к большим пустым пространствам, помещает героя на остров и изучает его поведение в разных критических ситуациях. Несмотря на отсутствие речи, мультфильм едва ли заставит вас скучать — обилие красок, событий и не теряющее напряжения преследование точно не дадут оторваться от экрана.
Маленький Элмер очень любит свою маму Дэлу и их магазин. Он мог бы вечно переставлять банки и коробки в поисках нужного товара, чтобы спустя мгновение получить долгожданную похвалу. Но Великая депрессия вынуждает семью оставить уютный уголок и переехать в большой город, где нет ни родного магазина, ни теплого дома. Тесная комната на чердаке, злая домовладелица, отсутствие денег и работы — вот с чем приходится столкнуться доброжелательной Дэле и маленькому Элмеру. Однажды нищета доводит маму до предела, и она срывается на сыне. В расстроенных чувствах Элмер убегает из дома вместе с бродячей кошкой. Вскоре он выясняет, что она, оказывается, умеет говорить. Новая знакомая обещает мальчику помочь исполнить его желания. Нужно лишь отправиться на Дикий остров и спасти дракона по имени Борис.
«Папин дракон» — ирландский анимационный фильм постановщицы Норы Туми, созданный по мотивам одноименного бестселлера Рут Ганнетт. Мировая премьера мультфильма состоялась на Лондонском кинофестивале, а затем, после выхода в ограниченный прокат, он был выпущен на Netflix. Несмотря на внешнюю простоту, «Папин дракон» ни в чем не уступает другим ирландским хитам — «Тайне Келлс» и «Песни моря». Не только волшебные существа помогают мальчику пережить сложный период, но и мальчик оказывает поддержку новым знакомым. «Папин дракон» — это история о необходимости протягивать руку (или лапу) помощи любому, кто в ней нуждается.