Совсем скоро в наших кинотеатрах выйдет полнометражный фильм по «Тому и Джерри», где знакомые всем персонажи вдруг оказываются в реальном физическом мире. В честь этого мы решили вспомнить картины, которые совмещают в себе анимацию и живые съёмки: от гениального «Кролика Роджера» до экспериментов Яна Шванкмайера и диснеевской классики.
Вопреки расхожему мнению, «Кролик Роджер» не был первым фильмом, который совместил анимацию и реальных актёров, но точно был самым важным для этой технологии. Специалистам по визуальным эффектам пришлось придумывать, как поместить рисованных персонажей в 3D-пространство, да так, чтобы те органично вписывались в окружение и взаимодействовали с живыми людьми. В ход шли запрограммированные движения камеры и многие другие технологии, которые изобрели специально для картины, — и это, напомним, 1988 год, когда VFX ещё не были настолько распространены и легкодоступны. «Кролик Роджер» был настоящим техническим прорывом в 80-х, да и спустя 33 года он выглядит не менее впечатляюще.
Классическая история о няне-волшебнице не может обойтись без самых удивительных чудес. Но как их показать визуально, как перенести со страниц в кино? У компании Disney, конечно, мог быть только один ответ: в их версии «Мэри Поппинс» реальность то и дело сталкивается с анимационной фантазией. Автор оригинальной книги Памела Трэверс, как известно, возненавидела мультипликационных пингвинов и вообще то, как Уолт Дисней обошёлся с её историей, то, как он её «одиснеил». Но нам сегодня сложно представить «Мэри Поппинс» без этих всплесков абсолютной, безграничной анимационной фантазии.
Чешский мастер-аниматор Ян Шванкмайер всю жизнь экспериментирует с визуальными и нарративными формами в кино. У него есть, например, картина «Еда», где сняты обычные живые люди, но в технике «стоп-моушн», которой обычной снимают кукольные или пластилиновые мультфильмы. В «Алисе» же — экранизации «Алисы в Стране чудес» — Шванкмайер соединяет кукольную анимацию с реальными съёмками, таким образом изящно фиксируя чудесатость кэрролловского мира. Любопытно, что ещё до него, в американской экранизации 1933 года, уже соединяли анимацию с живыми актёрами (правда, не в рамках одного кадра): видимо, сама история «Алисы» располагает к такой форме выразительности.
После «Кролика Роджера» многие режиссёры пытались повторить успех фильма Роберта Земекиса. У авангардного аниматора Ральфа Бакши был его «Параллельный мир» (жестоко провалившийся в прокате), а Warner Bros. сделала «Космический джем», абсолютно сумасшедшее кино о том, как мультяшки из Looney Toons объединяются с Майклом Джорданом, чтобы победить злобных инопланетян, похитивших таланты баскетболистов NBA. Критики ругали кино на чём свет стоит — и оно действительно глупое и несуразное. Но за это его и любят те, кто вырос на фильме, кто смеялся над нелепостью «Космического джема» с его абсурдным сюжетом и внезапным камео Билла Мюррея. Кто не злился на глупость, а наслаждался ею.
Один из ранних примеров фильмов, авторы которого пытались помирить рисованную анимацию и живую съёмку (хотя первые такие картины появлялись ещё на заре кинематографа: уже в 46-м у Disney были, например, «Песни Юга»). «Дракон Пита» — история дружбы мальчика-сироты и собственно дракона, которые вместе спасаются от приёмных родителей паренька, причём дракон здесь нарисован от руки и тщательно вписан в окружение. По сегодняшним меркам фильм, конечно, выглядит довольно простенько, но для своего времени он был достаточно впечатляющим — потому что как минимум заставил анимированного персонажа взаимодействовать с настоящим актёром.
Анимационный сериал про «Губку Боба» никогда не стеснялся неожиданных визуальных решений, и первая полнометражка о герое продолжила эту традицию. В одном из эпизодов там Губка Боб и Патрик попадают в реальный мир, сами при этом оставаясь нарисованными. И там, на пляже, они встречают Дэвида Хассельхоффа — звезду «Спасателей Малибу», который играет тут пародию на самого себя. Он сажает героев себе на спину и, как быстроходный катер, доставляет их куда надо. И без того абсурдная сцена выглядит ещё более сюрреалистичной из-за совмещения рисованных Губки и Патрика с абсолютно реальным Хассельхоффом.
Один из самых недооценённых фильмов Уэса Андерсона — история об экипаже исследовательского судна, чей капитан, Стив Зиссу, снимает научно-популярные документалки о подводной жизни. Режиссёр здесь, кажется, впервые по-настоящему нащупывает свой отличительный стиль — с его симметрией в кадре, а главное, подчёркнутой «искусственностью», рукотворностью изображения. Водный мир у него, например, изображён нарочито нереалистичным и снят с помощью кукольной анимации — так Андерсон помещает свою историю в рамки фантазии, ожившей книжной иллюстрации, внутри которой при этом разворачивается вполне себе бытовая человеческая драма.