Рассказываем о фильмах, которые заставят вас гадать до самой последней секунды: «Так кто же всё-таки убийца?» От классики Хичкока до современных переосмыслений жанра — подборка сегодня получилась очень разнообразной.
Эйб Эпплбаум когда-то был звездой маленького городка — ребёнком-детективом, который как орехи щёлкал дела о пропаже конфет или чьей-нибудь собаки. Потом он вырос, но в профессии особо не продвинулся: Эйбу уже за 30, а он всё ещё занимается разными нелепыми расследованиями. Так и тянется местечковая рутина, пока вдруг одна старшеклассница не доверяет ему по-настоящему серьёзное дело — кто-то убил её парня, и виновного до сих пор не нашли.
«Юный детектив» — не только классная деконструкция детских детективов, остроумно сталкивающая клише жанра с неприглядной реальностью. Это также и интересное размышление на тему детской звёздности, особенно резонирующее с реалиями Голливуда. Эйб, по сути, глубоко травмированный человек, которого сожрали собственные амбиции и ожидания окружающих (перелом в его жизни случился, когда он не смог найти пропавшую подругу детства, поэтому ему теперь так важно помочь школьнице).
Райан Джонсон разрушил «Звёздные войны» и пришёл за жанром детектива. Его «Достать ножи», с одной стороны, — абсолютно классический whodunit а-ля «Улика», но в то же время его полная противоположность. Интрига тут распутывается самыми невероятными методами, холистически, а харизматичный герой Дэниела Крейга — вовсе не типичный Пуаро или Шерлок Холмс (если уж на то пошло, он ближе скорее Дирку Джентли). При всём этом как будто бы абсолютно постмодернистская история в итоге приходит к очень эффектной, хоть и прямолинейной антиколониальной морали.
В особой зоне между границами Северной и Южной Кореи убивают двух солдат КНДР. Для выяснения причин — чтобы страны вдруг не начали военный конфликт из-за этого несчастья — приглашают детективов из Европы. Но работа им предстоит непростая: оставшиеся в живых солдаты отчего-то не спешат делиться информацией, а один и вовсе пытается покончить с собой на глазах у полицейских.
«Объединённая зона безопасности» — дебют Пак Чхан-ука (вы можете знать его как режиссёра «Олдбоя») в большом кино. Это гнетущая драма о дружбе двух близких, но разделённых глупыми идеологическими распрями народов, которая — несмотря на щемящую трагичность сюжета — абсолютно не стесняется быть смешной. Не зря Тарантино добавил фильм в список своих любимых: не у каждого режиссёра получается снять шедевр с первого же раза.
Да, в первую очередь фильм Шейна Блэка (как и его же «Славные парни» или «Смертельное оружие») — это экспрессивный бадди-муви о двух странных людях, вынужденных объединиться ради дела: тут их играют Роберт Дауни-младший (ещё до своего звёздного часа в «Железном человеке») и Вэл Килмер (чья звезда к тому моменту как раз ушла). Но среди их смешных перепалок и жестокой физической комедии ещё существует занятный детективный сюжет о неподелённом наследстве и загадочном убийстве. «Поцелуй навылет», по сути, — образцовый современный нуар, разве что относится к жанровым лекалам он с юмором. Причём очень, очень чёрным юмором.
Классика неонуара, стильный детектив о двух полицейских (Рассел Кроу и Гай Пирс), которые презирают друг друга, но вынуждены вместе расследовать убийство в Лос-Анджелесе 50-х годов. Простое, казалось бы, дело оказывается первым шагом на пути к куда большему открытию: верить никому нельзя, а система прогнила насквозь.
Режиссёр Кёртис Хэнсон явно учился у лучших — его фильм выглядит как ультимативный современный film noir: одновременно любовное послание кино прошлых лет и искренняя рефлексия на тему того, как за прекрасной ширмой Голливуда скрывается самое мерзкое зло.
К слову, о классике. Альфред Хичкок — общепризнанный мастер детектива, и жаль, что за его шедеврами вроде «Окна во двор» или «Головокружения» часто не замечают другие его работы, не такие известные, но ничуть не менее прекрасные. «Поймать вора» — как раз одна из таких. Это авантюрный триллер об известном воре, который давно отошёл от дел, но оказывается вынужден помогать полиции. Дело в том, что неподалёку объявился его подражатель — причём настолько хороший, что все подозрения, естественно, падают на самого героя. Как обычно у Хичкока, развязка будет очень неожиданной, и, как всегда, в главных ролях у него главные звёзды Голливуда тех лет: неотразимый Кэри Грант и будущая принцесса Монако Грейс Келли.
Фильм Дэвида Роберта Митчелла («Оно», то, что It Follows) впору было бы назвать антидетективом. Главный герой, сыгранный Эндрю Гарфилдом, здесь отправляется на поиски своей миловидной соседки (Райли Кио) по всему Лос-Анджелесу, но на типичную работу сыщика его приключение вовсе не похоже. На своём пути он вскрывает самые невероятные и сюрреалистические подробности окружающей реальности, и чем дальше идёт фильм, тем сложнее становится поверить во всё, что происходит на экране.
Мёртвые миллиардеры, женщины в масках совы, гитара Курта Кобейна и человек, который на самом деле написал все песни в мире, — всё кажется взаимосвязанным, но в чём именно эта связь, совершенно не ясно. В этом и вся суть: Митчелл рисует мир глазами сумасшедшего параноика, который хочет везде найти удобные паттерны и разложить любое явление по полочкам, но у него это не выходит, как бы он ни старался.