Зимние улочки — идеальные декорации для детективов. Посреди холода и гнетущей белизны одни герои пытаются найти виновников криминального беспокойства, другие — скрыть свои преступления, а третьи — просто не заблудиться: метель слепит сыщиков, а следы и улики застилает ослепляющим снежным ковром. Вспоминаем лучшие зимние детективы, которые скрасят январские каникулы: от депрессивных расследований в американской глубинке до комичных погонь за оборотнем.
На территории индейской резервации находят тело молодой девушки. За расследование берутся егерь Кори Ламберт (Джереми Реннер) и агент ФБР Джейн Беннер (Элизабет Олсен): им предстоит столкнуться с равнодушием местных жителей, их предрассудками и найти виновных. «Ветреная река» — не детектив в привычном смысле, а скорее затейливая смесь из whodunit, вестерна и депрессивного социального триллера. Разгадка тайны всплывёт уже на середине повествования: зрителей перебросят в день смерти юной коренной американки и покажут, как, почему и, главное, кто хладнокровно её убил. А вот дальше Тейлор Шеридан начнёт экспериментировать с жанрами. Посреди заснеженного захолустья его герои превратятся в персонажей то ревизионистского вестерна, то гнетущей драмы об обитателях резерваций, к которым закон повернулся спиной.
Но не всем хочется смотреть на ревизию жанра. Кому-то, напротив, милее олдскульные детективы Агаты Кристи — в чём-то архаичные, а в чём-то по-прежнему искусные и неизменно очаровательные. «Убийство в Восточном экспрессе» — типичная адаптация классики, и в этом, как ни странно, её большая победа. Брана снимает по-театральному пышно: в фешенебельных вагонах поезда, несущегося через снег и холод, голливудские звёзды (от Джонни Деппа до Пенелопы Крус и Мишель Пфайффер) разыгрывают наивную детективную постановку, где под подозрением, как водится, каждый. Даже если знаешь финал этой знаменитой истории, следить за ней не менее интересно, чем в первый раз. Для Брана роман Кристи — не более чем шанс отточить стиль: настолько обаятельно и красиво книги писательницы уже давно никто не экранизировал.
В неспешном норвежском детективе, как ни странно, снега не так уж и много — он лишь тает на холмах и в горах, оставаясь грустным напоминанием о быстротечности времени. Да и сама «Бессонница», подобно «Ветреной реке», — кино, уходящее от крайностей жанра в полумеры. В центре сюжета здесь расследование убийства девушки из провинциального городка, но со временем оно затмевается центральной драмой протагониста — понурого полицейского в исполнении Стеллана Скарсгарда («Чернобыль»). Тот во время погони за подозреваемым случайно убивает напарника, скрывает всё от коллег и в оставшиеся рабочие будни пытается не сойти с ума от усиливающейся бессонницы. Он даже находит преступника, однако у того припасён козырь в рукаве: мужчина видел, как коп убил напарника, и грозится утянуть стража порядка на дно вместе с собой. Из классического детектива фильм преобразится в экзистенциальную трагедию о законе и порядке, подчиниться которым не так просто, как кажется на первый взгляд.
Идеальный зимний детектив, где вместо криминальных авторитетов — оборотни, а бравого копа старой школы подменяет незрелый закомплексованный кидалт в исполнении Джима Каммингса (он же режиссёр фильма). Маленький заснеженный городок охватывает волна жестоких убийств. Местные жители в один голос твердят, что людей растерзали дикие звери или, чего хуже, оборотень, но молодой коп Маршалл, тяжело переживающий развод, отказывается слушать россказни суеверных провинциалов. Пусть не без нервных срывов и истерик, но он всё-таки пытается докопаться до истины и найти настоящего убийцу. Фильм Каммингса — ходячий парадокс, нежная и кровавая детективная драма о взрослении, где сцены жестоких смертей чередуются с уморительными эпизодами из жизни неудачника-копа. Интрига здесь, может, и не дойловская, но финал приятно удивит даже знатоков жанра.
Писатель Рассел Кор получает письмо от матери, чьего ребёнка, скорее всего, растерзал волк. Он приезжает в небольшую деревню на Аляске и пытается разобраться в случившемся, но вскоре сталкивается с событиями, которые ни он, ни местные жители объяснить не в силах. «Придержи тьму» Солнье вообще не утруждает себя созданием мало-мальски детективной интриги: он, напротив, знаменует торжество мистики и иррациональности над всяким сознательным. Почему погиб мальчик? Где кроется настоящее зло? Как остановить круговорот насилия? Ответов нет, но оттого смотреть это кино ещё волнительнее: в мире, который нельзя осмыслить, героям из заснеженной маленькой деревушки остаётся только уповать на инстинкты. В печальной и мрачной притче Солнье, пожалуй, лишь они да чувство скорби — единственное, что остаётся у людей.
Роман Стругацких в прочтении эстонца Григория Кроманова оказывается куда ближе к современным западным слоубёрнерам, чем к советской жанровой классике. Отчасти из-за самого первоисточника, в котором в обычный детектив встраивались самые что ни на есть научно-фантастические твисты. А отчасти — потому что знакомый, казалось бы, сюжет о следователе, приехавшем на зимний курорт по странному поручению, выполнен в необычной стилистике. Вместо загадочного саундтрека — режущие слух тревожные синты, вместо размеренной съёмки — приёмы чуть ли не из хорроров 70-х. Смешивать две разные эстетики Кроманову, может, и не всегда удаётся, но «Погибший альпинист», в отличие от других забытых жанровых опусов, по крайней мере сделан со вкусом.
Что будет, если скрестить циничный вестерн в декорациях снежной Америки после Гражданской войны, детективную интригу и хлёсткие тарантиновские диалоги? Получится, пожалуй, одна из самых выдающихся работ постмодернистского классика и трёхчасовой сценарный аттракцион, в котором зрителю, как и героям, придётся гадать, кто друг, а кто враг. Запертые в маленьком домике, такие разные персонажи «Омерзительной восьмёрки» на поверку оказываются идеальными незнакомцами со своими одиозными скелетами в шкафу. Не секрет, что в финале у Тарантино почти всегда должен произойти местный гран-гиньоль, безжалостная кровавая резня, но в случае этого фильма интереснее не столько его предвкушение, сколько события, которые к нему подводят. Один из вопросов здесь — «Где скрывается злодей?», другой — «Кто выживет, до того как злодея обнаружат?».